В ряду многочисленных претензий к нынешнему министру образования его обещание в два раза сократить число бюджетных мест в вузах. Это значит, что тысячи способных молодых людей будут отсечены от возможности получать высшее образование. Эксперты уверены, что сейчас в стране, наоборот, нужно увеличивать число бюджетных студентов, особенно в технической сфере. Именно это поможет подготовить высококлассных специалистов для инновационной экономики.
Меньше чем за год работы министр Ливанов сумел "прославиться" рядом непопулярных мер. Это и утверждение нового Госстандарта для старшей школы, который, по мнению ряда экспертов, грозит полным разрушением системы общего образования. Выпускники школ будут получать аттестаты, не имея знаний по физике, химии, биологии и даже литературе.
Еще одно громкое нововведение — реформа вузов, призванная сократить неэффективные учебные заведения. Но при этом рейтинг эффективности крайне не продуман, особенно для гуманитарных институтов.
В русле той же "реформы" министр пообещал заодно в два раза сократить число бюджетных мест в вузах. Причина — все та же "эффективность", при которой все большее число студентов должно будет платить за право учиться.
Между тем, эксперты считают, что в нынешней ситуации министерству образования, наоборот, необходимо существенно увеличить число бюджетников в вузах. "Главная причина — очень сложная демографическая ситуация в стране. Спад рождаемости в середине 90-х привел к тому, что в этом году выпускников школ будет в полтора раза меньше, чем еще в 2005", — говорит Татьяна Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок научно-исследовательского университета "Высшая школа экономики".
По ее мнению, для того, чтобы обеспечить приток студентов на приоритетные для государства специальности, необходимо существенно расширить количество бюджетных мест в технических вузах. "Необходимо не только увеличить число бюджетников, но и повысить им стипендию, чтобы студенты могли все время отдавать учебе, а не искать подработку", — предлагает Татьяна Абанкина.
Читайте также: Тайная борьба с реформой образования
Кроме того, она уверена, что также необходимо давать субсидию самим вузам. Эти деньги могут быть использованы для того, чтобы подтягивать студентов по тем дисциплинам, что они не смогли как следует выучить в школе — той же математике, физике, химии. Только в этом случае можно вести речь о подготовке необходимого числа высококлассных специалистов для современной инновационной экономики.
Часто критики бесплатного образования приводят в пример развитые страны, где образование в основном платное. Но при этом не учитывается тот факт, что там хорошо развита та же система образовательных кредитов. В российских условиях банковский кредит на учебу может превратиться в пожизненную кабалу, поскольку перспективы устройства на хорошую работу очень туманны.
К тому же во всех экономически-развитых странах правительства так или иначе пытаются влиять на образовательный процесс, создавая механизмы, благодаря которым доступ к образованию могли бы получать дети из разных социальных слоев. Например, в США, где высшее образование платное и весьма дорогое, существует множество такого рода программ — как государственных, так и частных.
Каждый выпускник школы, планирующий продолжить образование, заполняет специальную анкету, где описывает финансовое положение своей семьи, указывая примерную сумму, которую он может вносить за свое образование. Если университет заинтересован в таком студенте, он постарается найти ему финансовую поддержку.
Студент и сам может обратиться в один из множества благотворительных фондов за финансовой помощью. В этом случае обучение обойдется ему раз в десять дешевле.
В Европе высшее образование гораздо более доступно. В Германии обучение в государственном вузе обойдется в 500-600 евро за семестр, в Австрии — 400 евро. Также всегда есть возможность получать стипендию через сеть благотворительных фондов.
Подобные формы поддержки образования в России совершенно отсутствуют. Да и вообще в российской традиции именно государство всегда брало на себя функцию помощи тем неимущим студентам, которые в силу своих способностей заслуживают право на университетский диплом.
В эпоху Петра Первого казна оплачивала учебу дворянских детей за границей. Одна из первых московских частных школ 18-го века — школа пастора Глюка — также была бесплатной. Со времен Ломоносова 30 студентов Московского университета и 100 учащихся университетской гимназии находились на казенном содержании. Это предполагало не только бесплатное обучение, но и полное обеспечение всем необходимым — одеждой, книгами, бумагой, карандашами.
Александр Герцен писал, что общественные различия не имели такого влияния в российском университете, как, к примеру, в Англии, где учеба была привилегией исключительно аристократии. В России же студенты не смели хвастаться своим богатством и происхождением.
Большевики, придя к власти, полностью отменили плату за обучение и открыли доступ в вузы всем желающим. Первоначально это даже привело к хаосу. К примеру, в 20-е годы на физико-математическом факультете Московского университета обучалось одновременно 13,5 тысяч студентов.
Но постепенно все вошло в рамки. Поступить в вуз в СССР считалось чрезвычайно престижным. Особенно с учетом того, что на 300 миллионов населения было 600 институтов и университетов.
После перестройки их число возросло до 3000. Одновременно с девальвацией вузовского диплома, который стало возможно купить за деньги, произошел и перекос в сторону определенных специальностей. Все резко захотели быть экономистами и юристами. Тогда как технические вузы стали испытывать дефицит студентов.
Исправить эту ситуацию, по мнению Татьяны Абанкиной, под силу исключительно государству. Помочь здесь может как увеличение бюджетных мест, так и возвращение обязательного распределения.
"Никто против этого не возражает, особенно в региональных вузах. Сегодня выпускникам сложно устроиться на интересную, перспективную работу. Они буквально не знают, куда идти. Поэтому все ждут обязательного распределения", — говорит эксперт.
Но опять же, только от государства зависит — появятся ли в России необходимые рабочие места для тех самых студентов, которых будут готовить для работы в инновационной экономике. Владимир Путин называл цифру в 25 миллионов новых рабочих мест, которые должны будут появиться. Эксперты надеются хотя бы на два миллиона.
Всегда, когда стране необходимо было совершить научно-технический прорыв, она первым делом широко открывала двери для желающих учиться. Пока еще число желающих получать высшее образование в России достаточно высоко. Нужно успеть этим воспользоваться.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"