Наверное, проблема подростковой любви существует столько же, сколько и человеческая цивилизация. Другое дело, что в определенные, не столь далекие эпохи человечество относилось к ней по принципу: "Что нельзя запретить, то нужно узаконить". В те же беспокойные Средние века совершеннолетними в Европе считались девушки от 12 лет и парни от 14 лет.
Достаточно сказать, что героям, пожалуй, самой знаменитой любовной истории, Ромео и Джульетте, было соответственно 15 и 13 лет. Да что там Европа — в России, вплоть до петровских реформ, дворяне должны были "отрабатывать" имеющие у них поместья на государевой службе. Но если владелец имения умирал, не оставив по себе наследников мужского пола — его дочь должна была "восполнить вакансию" в штатном расписании царской армии своим мужем. И только при этом условии отцовское наследство переходило в ее руки. Дедлайном же для такого "добровольно-принудительного" замужества был возраст в 15 лет.
Можно было и раньше — но невыход замуж до указанного срока означал для несчастной девушки изгнание из родительского гнезда, то ли в монастырь, то ли просто куда глаза глядят. С другой стороны, и жили тогда гораздо меньше, чем ныне. Во всяком случае — сохраняя молодость и здоровье. Еще в романах Достоевского нередки выражения "старик лет 45" — и то же самое могло относиться и к женшинам, которых ныне не отнесли бы даже к "бальзаковскому возрасту".
А раз так, то поступать по примеру современных бизнес-леди, рожая первого ребенка едва ли не после 40 лет, средневековые красавицы позволить себе не могли. И потому обычно выходили замуж при первых признаках наступления половой зрелости. Чтобы успеть не только родить, но и воспитать детей, прежде чем безжалостные годы заберут здоровье и силу. Сейчас, конечно, на дворе 21 век. И развитые медицинские технологии, отсутствие голода, лишений, относительно мирные времена позволяют находиться в расцвете сил порой намного дольше полстолетия.
Между тем, человеческие архетипы, сложившиеся десятками тысяч лет, модели поведения за столь короткое время научно-технической революции измениться не успели. А потому подросткам, едва вступившим в период полового созревания, все равно хочется любить, как и их прапрабабушкам и прапрадедушкам. Между тем, современная цивилизация относится к этому гораздо менее благожелательно, чем в былые времена. Не без оснований, кстати. И чисто медицинских — слишком ранние беременности не очень хорошо влияют на организм юных мам. И социальных — для того, чтобы прокормить семью, молодые супруги должны иметь работу. А как ее получить, если к 17 годам они только оканчивают школу? Только ведь, как гласит древняя как мир поговорка, сердцу не прикажешь.
Читайте также: Детям расскажут про это в детском саду
Прошло уже более 30 лет с момента выхода на экраны югославского фильма "Пришло время любить" о первом чувстве белградских подростков Бобо и Марии — но интернет-поисковики по прежнему показывают широкую популярность этой ленты. Одной из интриг которой как раз и стала незапланированная беременность девушки — чуть не послужившая причиной ее смерти от криминального аборта. Вообще, законодательство большинства стран относится к подростковой любви очень жестко.
В США, например, интимная связь с девушкой до 21 года считается однозначной "педофилией". Правда, в случае если в эту связь вступает взрослый мужчина. А так, в Голливуде снимается масса подростковых комедий и сериалов, где секс между юными американцами вовсе не показывается каким-то страшным преступлением. В России санкции против подростковых чувств более взвешены и ранжированы по возрасту. Тем не менее, никакие жесткие меры пока не приводят к радикальному изменению ситуации. Причем практически по всей Европе. "Чемпионом" по количеству абортов среди несовершеннолетних является Болгария — почти 60 на 1000 девушек от 15 до 19 лет. Рождаемость в этой группе чуть меньше, у 42 человек на тысячу — но тоже впечатляет. Россия в этом списке занимает пятое место (после Грузии, Румынии, Азербайджана) — 50 и 28 случаев на тысячу населения. Впрочем, следом за Россией следует Англия и Уэльс — так что даже самые злые языки не могут говорить о какой-то российской "нецивилизованности".
И, потом, вышеприведенная статистика свидетельствует лишь о распространенности беременностей среди несовершеннолетних девушек, которые закончились беременностью с последующими родами или абортом — но не о самой распространенности интимной близости. Которая может быть и стопроцентной — но при теоретически тотальной "технике безопасности", защищенном сексе, не проявляться вышеуказанными последствиями. Собственно, обвинять несчастных подростков в какой-то "бескультурности" будет натяжкой. Это как раз взрослый мир, оценивающий интимную близость с точки зрения "высшего наслаждения", технологии получения удовольствия, крайне редко вспоминает, что эта "технология", вообще-то, как раз и предназначена в первую очередь для рождения детей.
Так что, с точки зрения природы, правильно ведут себя как раз те влюбленные, которые в момент слияния забывают обо всем на свете — в том числе, и о "предохранении". Но тут, снова, генетически заложенные природные программы вступают в конфликт с общественными условностями типа "институт еще не закончен, машина не куплена, ипотека не выплачена, карьера не сделана" и т. п. И в первую очередь это относится к подросткам. Тем более, что последние, с учетом статистики абортов, тоже далеко не все горят желанием раннего материнства и отцовства.
Читайте также: Подростки попали под статью за изнасилование
О серьезности сложившейся ситуации говорит примечательный факт — в США недавно разрешили применение "посткоитальных" противозачаточных таблеток для девушек моложе 16 лет. Напомним, что данные лекарства способны предотвратить наступление беременности при приеме не заранее, как у большинства контрацептивов — но даже после 2-3 суток спустя интимной близости. Вот только осложнений у них куда больше — ввиду высокого содержания гормонов, порой в сотни раз большем, чем у обычных препаратов этой группы. Могут возникнуть маточные кровотечения, нарушиться менструальный цикл — и так далее. Поэтому даже взрослым женщинам пользоваться такими средствами рекомендуется в самом крайнем случае — обычно, не чаще раза в год.
Что же говорить о девушках-подростках, с их еще не вполне сложившейся гормональной системой. Тем не менее, нежелательная беременность в слишком юном возрасте — тоже немалое испытания для организма. А уже если ее придется прерывать абортом, чреватым развитием бесплодия — то тем более. Что, видимо, и решило все сомнения американских властей, понявших, что ни пропаганда презервативов, ни гротескно-высокий (21 год) возраст наступления совершеннолетия, ни драконовские меры против "педофилов" (которые в других странах таковыми бы не считались) все равно не могут справиться с подростковыми беременностями.
Как бы там ни было, но проблему подростковой любви и нежелательных беременностей все равно вряд ли удастся полностью решить хоть карательными, хоть медицинскими мерами. Слишком уж резкий диссонанс сейчас наблюдается между цивилизационными и биологическими стереотипами сексуального поведения, описанными в начале статьи. Но успеха в предотвращении драматических последствий можно решать в индивидуальном порядке — было бы желание со стороны самих подростков и их родителей, что внушает определенный оптимизм.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"