Упрощенный порядок изъятия земель для нужд государства в столице и области должен перезапустить проект развития "Новой Москвы". Будет организована система, лояльная к запросам инвесторов, финансирующих строительство. Прогнозируемые социальные недовольства восприняты как приемлемые, учитывая политическую значимость проекта "Новой Москвы".
Президент В. Путин подписал закон № 43 ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к Москве территорий", согласно которому вводится упрощенный порядок изъятия земель для государственных нужд в новых округах Москвы.
Закон приняли оперативно: первое чтение в Госдуме прошло в конце января, а Совет Федерации утвердил его всего через два месяца. И это учитывая более 170 поправок, выдвинутых парламентариями. Отдельные положения и сегодня вызывают неоднозначную реакцию экспертов рынка недвижимости — очевиден риск роста коррупции, судебных исков о нарушении имущественных прав землевладельцев тоже не избежать.
Согласно новому закону, основанием для целевого изъятия земель являются предписания территориальных градостроительных планов. Генплан Москвы в новых границах будет сформирован только к 2015 г. До этого времени перспективные планы столичного правительства на новых территориях могут стать причиной резервирования отобранных участков, и, как следствие, исключения из коммерческого оборота.
Читайте также: Трудоустройство зеков спасет от рецидивов?
Критику вызвало также включение категории "социальная инфраструктура", допускающей "расширительное толкование" (включая торговые, развлекательные центры и проч.), в список строительных проектов, для запуска которых может осуществляться изъятие земель. Эта мера может стать своего рода прологом к переделу торговой инфраструктуры на региональном рынке.
После заявленных планов резервирования и включения земель в программу изъятия, дискуссионным остается только вопрос о размерах денежных выплат и вероятном выборе альтернативного способа компенсации бывшим владельцам (варианты: предоставление квартиры, земель для жилой застройки). Размеры возможных компенсаций не комментируются — вероятно, ориентиром станет рыночная цена участка с учетом территориального коэффициента.
Показательно, что в случае передачи изъятых земель частному застройщику для запуска целевого строительства за счет внебюджетных средств, обязанность возместить стоимость имущества бывшим владельцам возлагается на застройщика. В этой связи существует вероятность того, что не будут выполнены обязательства в полном объеме. Стандарты упрощенного изъятия земель распространяются и на Московскую область, чтобы обеспечить работы по развитию региональной дорожно-транспортной инфраструктуры.
Нового законопроект может вызвать противостояние столичных властей и "принципиальных" владельцев изымаемых (а попросту говоря, отбираемых) участков по модели протеста жителей Южного Бутова (2006 год) и выступлений жителей пос. Речник. Кроме того, обеспокоены судьбой своих земельных наделов столичные и областные жители, чьи участки, размещены поблизости от крупных дорог, транспортных развязок Новой Москвы и Подмосковья.
Заявления представителей столичных властей о планах исключить владельцев малых земельных участков из списка возможных адресатов нового закона, фактически не выдерживают критики. В этих условиях, эффект дестабилизации в обществе, фактически заложен законом и может привести в длительной перспективе к тому, что ощутимо вырастет уровень социальной напряженности среди "новых" столичных горожан.
О том, что необходимо обеспечить упрощенный порядок изъятия земель в ближайшем Подмосковье тогда еще губернатор области С. Шойгу заявил осенью 2012 г. Это предложение соответствовало общей политике С. Шойгу, который стремился закрыть дыры в областном бюджете — наследстве от прежнего губернатора. Дополнительные доходы начали искать, переоценивая состояние регионального рынка недвижимости. А упрощенный порядок изъятия "неиспользуемых по предназначению" земельных участков предоставлял области необходимое пространство для маневра во взаимоотношениях со столичными властями, учитывая возросший объем на территории области дорожного строительства.
Читайте также: Рублем по пробкам: платная парковка
Инициатором законопроекта в Госдуме стала "московская группа" депутатов (В. Ресин, Л. Швецова, Н. Гончар), соответственно и его содержание было подчинено столичным приоритетам. На территории "Новой Москвы" планируется построить серию масштабных инфраструктурных проектов. Помимо изначально поставленной экс-президентом Д. Медведевым задачи вывести за МКАД правительственные ведомства, финансового обеспечения требуют планы строительства Международного финансового центра, "образовательных кластеров", спортивных полигонов и т. п.
Сроки принятия конкретных решений по "Новой Москве" затягиваются. Открытая конкуренция проектов уже не вызывает однозначного одобрения в обществе — риски развития новых территорий (социальные, инфраструктурные, миграционные) становятся все более явными, а неопределенность относительно планов столицы на новых территориях становится сдерживающим фактором и для "старой Москвы".
Подобные ситуации случались и при крупномасштабном строительстве олимпийских объектов в Сочи. Таким образом, с учетом сочинского опыта, от федерального закона номер 43 ожидают запуска "реальной фазы" освоения "новой Москвы". Насколько это удастся, покажет уже практика ближайшего времени.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"