Научная степень в хозяйстве пригодится

За последние двадцать лет в России число защищенных диссертаций выросло в три раза, по отдельным специальностям — в шесть раз. Дошло до того, что половина выпускников тех же гуманитарных факультетов вузов идут в аспирантуру и некоторые даже защищаются. Можно ли навести порядок в этой сфере? И есть ли готовность к наведению такого порядка?

В одном из выпусков советского сатирического киножурнала "Фитиль" в начале 80-х годов прошлого века был такой любопытный сюжет, снятый в виде мультфильма. Итак, солидный НИИ, по коридорам которого ходят важные ученые, на ходу решающие не менее важные проблемы. А пол в это время убирает скромная уборщица тетя Дуся. Вдруг появляются два сбежавших из зоопарка тигра, бросаются на женщину… Следующий кадр — обоих хищников, уже остриженных по-тюремному, везут в клетке в "место заключения". Один из них возмущенно спрашивает у приятеля:

— Ты зачем тетю Дусю съел?! Знал же, что нас за это посадят?

— Откуда?! Я вчера двух кандидатов наук сожрал — и никто ничего не заметил…

Можно сказать, что данный ролик, покажи его сейчас, был бы, пожалуй, не менее актуальным, чем 30 лет назад. Так, министр образования и науки РФ, а также член Высшей аттестационной комиссии Дмитрий Ливанов, выступая 26 марта на совещании о совершенствовании системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников, привел просто-таки убийственную статистику положения дел в сфере подготовки научных кадров. Которая больше напоминает известное выражение относительно "выпечки горячих пирожков" — только вместо этих кулинарных изделий выступают обладатели ученых степеней.

"Если брать за точку отсчета 1993 год, то к 2007 году в 3 раза выросло общее количество диссертаций как кандидатских, так и докторских, а при этом, например, по политическим наукам — в 10 раз, по экономике — в 5 раз, по социологии — в 6 и так далее, а количество защит по естественным, техническим наукам осталось на том же уровне, — заявил министр, добавив чуть позже. — Наибольший рост этой опухоли (я другое слово тут не могу применить) пришелся на период с 1998 по 2005 год. За эти годы фактически произошла инфляция научных степеней и званий, фактически возник серый рынок услуг по изготовлению диссертаций под ключ и фактически наше научное сообщество понесло очень серьезные репутационные потери, потому что люди перестали доверять ученым степеням (и званиям), за каждой из которых стоит государство".

В своем выступлении политик привел наиболее показательные примеры, приведшие к такому положению вещей. Вроде диссертационных советов, присуждающих по 50 степеней в год (то есть, еженедельно, без каникул и перерывов, как на конвейере) — причем 40 процентов этих организаций вообще не имеют публикаций в авторитетных международных научных изданиях. 40 процентов кандидатских диссертаций защищается не после окончания аспирантуры — а после "соискательства", что особенно распространено среди экономистов, педагогов, юристов. Выступивший там же премьер-министр Дмитрий Медведев был чуть более сдержан в своих оценках. Но и он не смог пройти мимо просто анекдотических и вопиющих фактов с подготовкой научных кадров.

"У нас по некоторым специальностям (это гуманитарии, конечно, сразу оговорюсь) половина выпускников записывается в аспиранты, — сообщил Медведев. — Почему? Есть бытовые причины: кто-то хочет остаться в общежитии, кто-то хочет просто закрепиться прямо в Москве или Петербурге, другом научном центре, есть проблемы призыва в Вооруженные силы и некоторые другие проблемы. Но, по мнению даже молодых коллег-аспирантов, эти люди никакого отношения к науке не имеют. Никакого вообще! При этом, что тоже достаточно такой серьезный факт, на 10 процентов сократилось количество аспирантов в научно-исследовательских институтах и на 6 процентов — в государственных академиях. Ну и еще один момент, который тоже характеризует ситуацию, — в 2 раза больше стало аспирантов, которые специализируются на политологии и юридических науках. Это факт, и сразу скажу, на мой взгляд, это не очень отрадный факт. При этом наибольшее количество защит приходится не на юридические науки, я имею в виду защит на одного окончившего аспирантуру. Это по медицинским наукам самый высокий процент защит, а как раз по юридическим наукам цифры достаточно скромные".

Общий итог, подведенный главой правительства, выглядел следующим образом: "С 2000 по 2011 год число организаций, прежде всего университетов, которые ведут подготовку аспирантов, выросло на 13 процентов — а общая численность аспирантов выросла на 33 процента. У нас в стране сейчас 150 тысяч аспирантов".На первый взгляд, причина такой "инфляции степеней" может показаться не совсем понятной. Это ведь только в СССР ученые были действительно привилегированной кастой. Если начинающий врач, учитель, инженер начинали со 110 рублей в месяц — то защитивший кандидатскую специалист мог претендовать уже почти на 200. Дорастая до доцента или старшего научного сотрудника — до 350. Ну, а профессор или завлабораторией имели уже полтысячи в месяц — столько получали разве что секретари обкомов партии, правда, те имели еще доступ и к спецраспределителям.

После распада СССР преподаватели вузов стали иметь гораздо более скромные, в сравнении с другими, доходы — а о сотрудниках прозябающих в нищете НИИ и говорить было нечего. Между тем, количество "остепененных" в России росло как на дрожжах. На самом деле, конечно, речь заключалась в сохранившемся среди самого широкого круга граждан пиетете перед "учеными" в целом и "ученой степенью" в частности. А с появлением рыночных отношений это нашло прямое отражение и в доходах того или иного специалиста. Одно дело, пойти на прием к просто хорошему врачу, адвокату, психологу — и совсем другое, если он является еще и обладателем кандидатского (а лучше — докторского) диплома. При этом полученное почетное звание, по большому счету, свидетельствует о способности его владельца работать с литературой, на основе полученных данных делать выводы — и трудолюбии, выражающемся в оформлении диссертации с учетом множества никому не нужных бюрократических формальностей.

Обучение в аспирантуре? Так его ж успешно избегают 40 процентов будущих кандидатов — даже не "заочников", а просто "соискателей". Единственной задачей которых является сдать довольно формальные экзамены (по языку, философии и специальности) — и защитить саму диссертацию. Удивительно ли, что индустрия подготовки этих самых диссертаций с последующей их продажей успешно процветает, несмотря на все грозные окрики с самых верхов? Знания то ведь за деньги не купишь, талант — тоже. Значит, судя по всему, при защите якобы "научных" работ от жаждущего кандидатской степени требуется нечто другое, чистой воды формализм? Конечно, если российская власть и общество действительно решит навести порядок в сфере научных званий по образцу бывшего в прежние времена уважения к их исключительности — определенные возможности для этого есть. Правда, для этого придется ломать некоторые, опять же, советские стереотипы.

Ну, например, можно было бы задуматься над вопросом — а что такое, вообще, научное звание? По логике — признание за человеком способности заниматься наукой. Последняя бывает вузовская, педагогическая — и чисто исследовательская. Так почему же гордые звания кандидатов и докторов носят те, кто не имеет ни малейшего отношения ни к одному из указанных видов научной деятельности?! А все потому, что звания эти даются пожизненно. Между тем, должности ассистента-доцента-профессора (как и научных сотрудников, завлабораториями) нужно каждые 5 лет подтверждать по конкурсу. С той же периодичностью полагается подтверждать учительские или врачебные категории. А если врач, скажем, 3 года не работал по специальности — его должны допускать к работе с больными только после, минимум, стажировки.

Впрочем, действительно ли профильные государственные структуры хотят решить проблему девальвации научных званий — большой вопрос. Ведь буквально на следующий день после упомянутого в начале статьи заседания министр образования и науки Ливанов заявил в Санкт-Петербурге: "Инициатива ведущих вузов России самим присуждать ученые степени заслуживает поддержки". Без Высшей аттестационной комиссии, то есть. А если еще учесть расплывчатость понятия "ведущие вузы страны", которых может быть и десяток, и сотня. Достойная мера противодействия описанным в статье процессам роста "ученых" в 6 раз, что и говорить.