3 апреля в Самаре стартует очень важный проект "Самара без сирот". Одна из его идей — максимально облегчить процедуру усыновления ребенка для приемной семьи. Но это только часть работы. Главная задача — постараться значительно уменьшить число детей, оказавшихся в детских домах. Если получится в Самаре, появится шанс распространить хороший опыт и в других регионах.
Один из авторов проекта "Самара без сирот" Александр Гезалов. Когда-то он сам был воспитанником детского дома. А когда вырос, решил помогать детдомовцам. На его сайте "Успешные сироты" ребята могут получить консультацию психолога, юриста или просто совет в непростой жизненной ситуации.
"Вот сейчас переписываюсь с девочкой. У нее конфликт с комендантом общежития, где она живет после детского дома. Я ей объясняю, что надо учиться сотрудничать. Иначе всегда общение с системой будет заканчиваться конфликтом, а это путь в никуда", — приводит пример Александр.
Каждый день на его сайт приходят по 10-15 писем от детдомовцев. Жалобы вроде разные — на отсутствие жилья, работы, конфликты с окружающими, но суть одна: полная растерянность перед новой жизнью, куда выпускника детского дома выбрасывают как котенка в воду. Кто-то, конечно, выплывет, но у большинства такого шанса не будет."Детские дома никак не заинтересованы в том, чтобы выпускать хорошо подготовленных к жизни выпускников. Просто потому, что система не ставит перед ними такой задачи", — говорит Александр Гезалов.
Читайте также: Сделали вид, что помогли сиротам
На днях в ульяновском детском доме проходил необычный эксперимент — социальный ЕГЭ. Тоже идея Александра. Ее смысл — проверить, насколько ребята готовы к своей новой жизни за пределами государственного учреждения. Как и предполагалось — не готовы."У ребят вызывал ступор самый простой вроде бы вопрос: какие у тебя планы на ближайшую неделю, месяц, год. Это в детдоме они привыкли, что все планы за них строят взрослые. Поэтому жизненной стратегии никакой", — рассказывает Александр.
По его мысли, если бы подобные экзамены — на готовность к взрослой жизни — стали бы обязательными, в детском доме пришлось бы разработать специальную программу подготовки к ним. И научить ребят хотя бы таким элементарным навыкам — как рассчитать бюджет денежных трат на месяц, приготовить несложные блюда, найти выход из различных бытовых ситуаций.
Дети, которые растут в своей семье, схватывают эти знания, что называется, на лету. А главное — они постоянно учатся общаться: со своими близкими, одноклассниками, соседями и просто незнакомыми людьми. Детдомовцы же все детство проводят в своем замкнутом кругу. И выйдя оттуда, совершают одну ошибку за другой."Вот недавний пример: девушка, чтобы доехать из Санкт-Петербурга до пригорода, потратила все деньги, которые у нее были, на такси. Подумать о том, на что она будет жить дальше, ей и в голову не пришло", — говорит Александр.
Неудивительно, что многие детдомовцы, помыкавшись "на воле" без жилья, семьи и работы, пытаются вернуться в привычный им детский дом. Но это лишь попытка сбежать от проблем, которые так или иначе все равно настигнут.Сегодня система государственного надзора за сиротами построена таким образом, чтобы втягивать туда как можно больше детей. По данным НИУ Высшей школы экономики, на содержание ребенка-инвалида в коррекционном интернате государство тратит в среднем миллион рублей в год. На малыша в доме ребенка — примерно 500 тысяч, на воспитанника детского дома — около 400 тысяч рублей в год.
Понятно, что на нужды каждого конкретного ребенка тратится в лучшем случае десятая часть этих сумм. Остальное идет на содержание многочисленного персонала. В некоторых приютах на воспитанника приходится до десяти взрослых.Сейчас государство поставило своей задачей развивать усыновление. На местах вместо этогостали активно использовать такие формы, как патронатная семья. Кстати, по словам Александра Гезалова, который также является экспертом Общественной палаты и Государственной Думы, патронатных семей, скорее всего, не будет. Просто потому, что это двойное финансирование: деньги на ребенка идут и детский дом и одновременно семье. И это уже совсем "малина" для работников приюта: за ребенком ухаживать не надо, а денежки на него идут.
Читайте также: Детей отбирают у самых незащищенных
Правительство предложило несколько мер по упрощению процедуры усыновления. Но в вот в Самаре пошли дальше. В рамках нового проекта "Самара без сирот" усыновителям нужно будет лишь сообщить свои паспортные данные по интернету. Остальные необходимые документы за него соберут сами чиновники. Так что желающим взять ребенка в семью больше не придется тратить время и силы на сбор многочисленных бумажек. Также на детей, которые нуждаются в усыновлении, сделают видеопаспорт вместо привычных фотографий не всегда хорошего качества.
Но понятно, что никакие стимулы для усыновителей не помогут разобрать всех воспитанников из детских домов, если каждый год туда попадают десятки тысяч детей, у которых родители лишены родительских прав.
По словам Александра Гезалова, в ближайшее время в Семейный кодекс должны быть внесены изменения, трактующие лишение родительских прав как самую крайнюю меру. Помимо этого будет предусмотрено ограничение прав и даже такая мера, как взятие семьи на поруки.Кстати, в самарском проекте есть модель под названием "Семья — семье", когда над семьей в сложной жизненной ситуацией берется нечто вроде шефства. Аналогичную помощь будут оказывать выпускники детских домов, добившиеся успеха, — тем, кому только предстоит выйти за стены детдома.
По словам Александра, во многих регионах, с которыми он постоянно сотрудничает, действительно заинтересованы в том, чтобы найти реально работающую модель сокращения социального сиротства. Есть деньги, есть желание, есть люди. Не хватает лишь понимания, что именно нужно делать. Так что от успеха самарского проекта будет зависеть очень многое.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"