Насилие над женщинами. По России данных нет

 

Сегодня женщины в возрасте от 15 до 44 лет имеют больше шансов умереть насильственной смертью, чем от малярии, СПИДа и рака вместе взятых. В Нью-Йорке завершила свою работу 57-я сессия Комиссии по положению женщин ООН, которая после 10 лет безуспешных попыток приняла документ под названием "Ликвидация и предотвращение всех форм насилия в отношении женщин и девочек. Согласованные выводы". От РФ выступила Светлана Решетникова из Минтруда.

В обсуждении, которое длилось две недели, приняли участие представители от шести тысяч ОНГ, профсоюзов, религиозных движений и организаций. Документ подписали делегации 131 страны, и он будет представлен на утверждение Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. "Несправедливость в любой точке земного шара — это всегда угроза справедливости во всем мире", — сказал Мартин Лютер Кинг, и это в полной мере относится к проблемам гендерного равенства. Комиссия по положению женщин была основана 66 лет назад 15 государствами-членами ООН.

"С тех пор мы стали свидетелями значительных успехов в обеспечении равных с мужчинами прав для женщин. Мы все знаем, насколько распространено насилие в отношении женщин. Насилие не знает границ. Насилие не делает различий по национальности, этнической принадлежности, социальному статусу, культуре или религии. И оно дорого обходится отдельным людям, семьям и обществу", — заявила в своей заключительной речи глава Комиссии Мишель Бачелет, которая ушла в отставку, чтобы бороться за второй мандат на президентских выборах в Чили. "Но мы должны были сделать это и сделали!", заключила Бачелет.

Документ осуждает насилие в отношении женщин во всех его формах и призывает к профилактике в виде повышения осведомленности в области образования, а также решения политических, экономических и социальных проблем гендерного неравенства. В документе также "подчеркивается важность того, чтобы на местах был создан многоплановый сектор оказания помощи жертвам насилия, в том числе в плане лечения здоровья, психологической поддержки и консультирования, социальной помощи в краткосрочной и долгосрочной перспективе".

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал эту сессию "историческим заседанием", которое "переводит проблему в плоскость конкретных действий по предотвращению и искоренению насилия в отношении женщин и девочек". Он сказал, что необходимо обеспечить наказание виновных, сбор доказательной базы и ее доступности для информирования общественности и эффективных ответных мер.

Согласно отчету Всемирного банка, который цитировался во время конференции, женщины в возрасте от 15 до 44 лет сегодня имеют больше шансов умереть насильственной смертью, чем от малярии, СПИДа и рака вместе взятых. В этом году Международная организация труда (МОТ) подняла проблему сексуальных домогательств. В заявлении МОТ, адресованном Комиссии, говорится, что МОТ не отделяет борьбу за достойный труд от борьбы против насилия. По России данных нет, но по некоторым оценкам в Евросоюзе, от 40 до 50 процентов женщин сталкиваются с нежелательными сексуальными домогательствами на рабочем месте. Для Азиатско-Тихоокеанского региона этот показатель составляет от 30 до 40 процентов.

Насилие над женщинами происходит на фоне межнациональных, межконфессиональных, клановых, социальных, семейных конфликтов. Только за последний месяц Комиссия осудила рост насилия в отношении женщин в Египте и Палестине. В январе Пан Ги Мун призвал правительство Индии сурово наказать виновных в групповом изнасиловании 23 -х летней индийской девушки и предотвратить подобные инциденты в будущем. В декабре 2012 года ООН опубликовала доклад о положении женщин в Афганистане, всем памятен случай публичного расстрела женщины, якобы сбежавшей от мужа. В ноябре Третий комитет Генеральной Ассамблеи ООН одобрил резолюцию, призывающую к глобальному запрету обрезания на женских половых органах.

Хотя Ватикан не участвовал в голосовании, он активно лоббировал блокирование соглашения. Резко отрицательной была позиция некоторых мусульманских стран (в этот раз Египта), которые утверждали, что религия, обычаи и традиции не позволяют государству вмешиваться в семейные отношения. Но, в конце концов, был достигнут консенсус по таким ранее непробиваемым вопросам, как предоставление доступа к безопасным абортам и запрет на женское обрезание.

Соглашение обеспечивает прочную основу, на которой можно строить работу активистов. Оно также знаменует собой начало другого, более сложного этапа по его реализации. Практически по всему миру сексуальное и психологическое насилие в браке не считается преступлением. Женоненавистничество отмечается не только в мусульманском мире, но и индуистских, христианских и буддийских религиозных организациях, а также в политических партиях. Например, в Индии существует "культурная традиция" умерщвления плода женского пола.

В России совершенно отсутствует социальный заказ на выявление гендерных проблем."Женская тема" считается в обществе третьестепенной, полиция не занимается профилактикой насилия в семье, отказывается квалифицировать его как уголовное преступление. Образовательная литература для школьников и студентов остается симбиозом марксистско-ленинской теории и красивых историй о женщинах-героях войны и труда.

Современной женщине в ней места нет. От РФ на сессии ООН выступила Светлана Решетникова, представляющая Министерство труда и социальной защиты. Согласно ее тезисам, опубликованным на сайте ведомства Россия ведет работу на гендерном направлении. "Для координации этой работы в 2011 году создан Координационный совет по гендерным проблемам, работающий сейчас при Минтруде России. В частности, в мае 2012 г. образована рабочая группа по разработке проекта федерального закона "О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия", пишет Решетникова. Однако, она ничего не говорит о том, что этот закон разрабатывается с 1995 года, а воз и ныне там. Лежат под сукном в Думе и другие "женские законы" — закон о государственной гарантии гендерного равноправия и проект создания алиментного фонда.

Читайте также: В России все больше случаев рабовладения

Далее чиновница перечисляет другие российские достижения, например — "проведены циклы обучающих семинаров и факультативных занятий для студентов московских колледжей полиции, Всероссийского института повышения квалификации сотрудников, Министерства внутренних дел Российской Федерации и для участковых уполномоченных полиции; разработаны рекомендации для сотрудников правоохранительных органов по профилактике домашнего насилия для распространения среди участковых полицейских". Кроме ностальгии по советским традициям бумаготворчества, других эмоций такие "достижения" не вызывают.

Также Решетникова записывает в актив Минтруду создание "Национальной сети кризисных центров и открытие Всероссийского телефона доверия для лиц, переживших домашнее насилие". Но кризисные центры — это в РФ основном дело общественных организаций и церкви, а не государства (например, в Бурятии вообще нет государственных центров), и везде не хватает психологов, врачей, которые бы вели беседы о семейных и духовных ценностях и не только с женщинами.

Поскольку примерно 70-80 процентов обращений — это психические травмы, очень важно поддержание работы телефонов доверия, но их финансирование недостаточно. По данным социологических исследований различные виды насилия происходят в каждой третьей-четвертой российской семье, 75 процентов всех убийств происходят по семейно-бытовым мотивам. По оперативным данным МВД на территории Российской Федерации ежегодно совершается в среднем 250 тыс. насильственных преступлений в год в отношении женщин, в том числе несовершеннолетних. Такая статистика говорит о том, что работа Минтруда неэффективна, и "похвастаться" в ООН России нечем .