Все знают, что чипсы или кока-кола вредны для здоровья и фигуры. Тем не менее, продажи этих продуктов неизменно остаются высокими. Секрет прост: производители прибегают к специальным формулам, "обманывающим" мозг, что заставляет нас потреблять больше. Фактически у потребителей вырабатывают зависимость от этой вредной еды, считают специалисты.
Американский диетолог Стивен Уизерли говорит об одной из популярных марок чипсов, что это "один из самых замечательно сконструированных продуктов на планете, направленных на чистое удовольствие". Главная особенность этих снэков, утверждает Уизерли, заключается в том, что они "буквально тают во рту". "Это зовется исчезающей калорийностью, — сообщает эксперт. — Если что-то тает быстро, мозг думает, что в этом нет никаких калорий. А потому вы можете поглощать сие бесконечно".
По словам журналиста Майкла Мосса, автора статьи в журнале New York Times Magazine, производители снэков проводят множество исследований с целью разработки такого состава продуктов, который поможет заставить покупателей потреблять больше. Если вкусовые рецепторы потребителя будут "очарованы" тающими во рту чипсами, то возникнет состояние, называемое на сленге инсайдеров "точкой блаженства" (bliss point).
Но, разумеется, найти такую формулу непросто. Для этого необходимо избежать возникновения у едоков так называемой чувственной сытости (sensory-specific satiety). Например, если мы вдыхаем сильный аромат пищи, то мозг со временем сигнализирует нам, что организм "насытился". Соответственно, есть нам больше не хочется. Поэтому производители колдуют не только со вкусами, но и с запахами.
Таким образом, когда мы едим чипсы, это возбуждает центры удовольствия в мозгу, и при этом мозг не дает команды остановиться. В результате мы поглощаем огромное количество калорий, но считаем, что съели нечто воздушное и низкокалорийное…
В последнее время власти США всерьез озабочены эпидемией ожирения среди американцев. Если в 1980 году граждан, страдающих ожирением, было всего 15 процентов, то в 2010-м — уже целых 36 процентов. Это просто огромная цифра, ведь речь идет о более чем трети от всего населения Америки! А среди детей младшего школьного возраста количество толстяков за 30 лет выросло с 5 — 6 аж до 18 процентов!
Читайте также: Налог на жир оздоровит нацию
Как выяснило исследование, проведенное в 2011 году, более всего способствует набору лишнего веса поедание картофельных чипсов. Они покрыты солью, а также содержат жир и сахар, который не добавлен специально, но входит в состав картофельного крахмала.
В России основными потребителями чипсов, кока-колы и другой нездоровой еды являются дети и молодежь. Их привлекают в первую очередь вкусовые качества вредных продуктов. К тому же, пакет снэков или бутылку газировки удобно брать с собой в школу или на прогулку. Да и по цене данные продукты доступны: их легко можно купить на карманные деньги, а перекусить в столовой или кафе стоит недешево… Нередко такое питание дети и подростки предпочитают полноценному завтраку или обеду. А взрослые, занятые своими проблемами, не всегда могут отследить, что именно ест ребенок. Тот вполне может сэкономить на еде, в течение дня питаясь чипсами и шоколадками, а остаток денег, данных родителями, потратить на различные развлечения.
Увы, "наркотическое" притяжение чипсов таково, что и в более зрелом возрасте молодые люди не в силах отказаться от "вкусняшек", даже зная об их вреде. В состоянии стресса или когда просто скучно и нечем заняться, юноша или девушка может поглощать одну упаковку за другой. Многие любят также есть, сидя у телевизора или компьютера. А увлекшись передачей или компьютерной игрой, можно не заметить, сколько съел "на автомате"…
Читайте также: Еда как культурное достояние
Если вы уже пристрастились к снэкам, то изменить ситуацию будет очень сложно. Да, снэки это не наркотик в классическом понимании, но последствия их потребления могут оказаться достаточно серьезными, так как, помимо ожирения, такие продукты еще и вызывают различные заболевания внутренних органов — от гастритов до сердечно-сосудистых недугов. Между тем, отказаться от этого "суррогата счастья" не так-то просто, как кажется. Ведь за этим стоит гигантская индустрия, представители которой заинтересованы в том, чтобы нам хотелось есть их продукт еще и еще…
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"