Общественное движение "Союз пешеходов" выступило с инициативой снизить максимальную скорость езды в российских городах до 50 километров в час — и в настоящее время ведет переговоры с ГИБДД. Тем временем МВД 25 февраля передало в кабинет министров ряд поправок к ПДД. Если правительство одобрит их, то на главных магистралях можно будет ездить со скоростью 130 километров в час, а на дорогах общего пользования — со скоростью 90 километров в час. Нововведение может коснуться и дорог в населенных пунктах.
Сегодня российский водитель имеет право передвигаться по городу со скоростью не более 60 километров в час. В реальности можно ездить значительно быстрее: камеры видеофиксации регистрируют нарушение только тогда, когда автомобиль разгоняется до 83 километров в час. Если спидометр показывает всего лишь 75 или 82 — нарушитель, скорее всего, избежит наказания. Кстати, размер штрафа за превышение скорости, если оно составило не более 40 километров в час, — 300 рублей.
Есть и предусмотренные законом исключения. Попали на Третье транспортное кольцо? Можете смело набирать скорость 80 километров в час. Едете по МКАД? Разгоняйтесь до ста! Разумеется, если пробка, в которой вы движетесь, это позволит…
В Европе, примеру которой призывает последовать Союз пешеходов, максимальная разрешенная скорость за пределами города составляет от 70 до 100 километров в час (в большинстве государств — 90, как и в России). На автобанах — от 90 до 130 (чаще 110-120). Российский норматив в 60 километров в час на территории городов поддерживают Польша, Чехия, Словакия, Хорватия и Испания. В городах Великобритании и Ирландии запрещено передвигаться со скоростью выше 48 километров в час. В списке европейских стран, где на городских трассах действует предельная норма "не более 50", — Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Голландия, Греция, Дания, Италия, Люксембург, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция.
Читайте также: "Привязанный" пассажир в МЧС не нуждается
Но вопрос не только и не столько в гармонизации российского дорожного законодательства с европейскими правилами. При максимально разрешенной скорости в 60 километров в час автомобилист оставляет пешеходу крайне мало шансов выжить. Если наезд произошел, вероятность того, что пострадавший останется жив, — 18 процентов. Из пяти человек, сбитых автомашинами, двигавшимися со скоростью 60 километров в час, по статистике, выживет только один. А тормозной путь при этой скорости составляет 40 метров — на сухой дороге и при условии, что водитель трезв и адекватно реагирует на происходящее.
Если скорость автомобиля в момент наезда на пешехода составляла 40 километров в час, шансы на благополучный исход возрастают в разы. Вероятность того, что пешеход погибнет, — уже не 82 процента, а 20 процентов. То есть, при такой скорости машины в живых останутся четверо из пятерых пострадавших, а не наоборот. Тормозной путь в этой ситуации составит 20-25 метров — опять же на сухой дороге и при условии адекватности водителя. А теперь представьте: сколько шансов выжить будет у пешехода, если сбивший его автомобиль двигался со скоростью 90 километров в час (именно такую норму МВД предложило правительству)?
Чем медленнее движется автомобиль, тем больше шансов, что водитель успеет затормозить, увидев перед собой пешехода. В том числе, на "зебре" — огромное количество наездов происходит как раз на переходах. Даже если машина все-таки собьет человека, он получит менее тяжелые травмы.
Скоростные магистрали Союз пешеходов трогать не собирается — речь идет о снижении скорости лишь в пределах городов, где сбивают подавляющее большинство пешеходов. Напротив, МВД просит правительство увеличить предельную скорость езды на платных автомагистралях до 130 километров в час (сегодня такое ограничение действует на автобанах Италии, Германии, Польши, Чехии, Словакии и Турции). Там, где потоки автомобилей и пешеходов разделены при помощи разноуровневых переходов (как подземных, так и надземных), снижать скорость автомобиля нет необходимости. Кстати, изменение скоростного норматива на автомагистралях должно предусматривать обязательное разделение дорог — такую точку зрения поддерживают Автомобильный союз и Федерация автовладельцев. Только оно защитит автомобили от выезда на встречную полосу (напомним, что скорость движения составит 130 километров в час) — и тем самым предупредит аварии на магистралях.
Однако повышение скорости коснется и дорог общего пользования. Вполне возможно, что Россия окажется "впереди Европы всей", так как скоростной норматив в 90 километров в час, если инициатива МВД будет принята, может начать действовать и непосредственно в населенных пунктах (а не только за их пределами).
Московское областное отделение комитета по защите прав автомобилистов считает, что максимальная допустимая скорость — лишь один из параметров, влияющих на аварийность. Главной опасностью на дорогах являются наземные пешеходные переходы — особенно те, на которых нет светофоров, и те, которые плохо освещаются. Подъезжая к ним, водитель может просто не увидеть пешехода.
Поэтому оптимальное, на взгляд автомобилистов, решение — сделать так, чтобы участники движения не пересекались. Переходы должны быть только надземными и подземными. Только на второстепенных улицах можно оставить привычные всем "зебры", при этом снизив максимальную скорость движения даже не до 50, а до 40 километров в час.
Защитники прав пешеходов также считают, что ликвидировать абсолютно все наземные переходы нецелесообразно. Еще в 2011 году они выдвигали предложения по повышению безопасности "зебр" — например, о том, чтобы оборудовать "лежачими полицейскими" переходы на немагистральных дорогах. Летом 2012 года инициатива была одобрена ГИБДД, но до сегодняшнего дня она (как и многие другие одобренные предложения) еще не применена на практике.
В нашей стране действительно растет число наездов на пешеходов на так называемых "зебрах". В 85,5 процента таких ДТП виноваты водители. Основные причины аварий — плохая видимость пешехода или даже самой "зебры", невнимательность или алкогольное опьянение водителей. На пешеходных переходах сбивают около 17 тысяч человек в год. Восемьдесят процентов таких наездов происходит на нерегулируемых пешеходных переходах. Однако большое количество людей (около 16 тысяч в год) сбивают и вне пешеходных переходов — в том числе, в местах, где правила дорожного движения разрешают переходить дорогу.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"