Как дитяте определиться с профессией?

Весна — время перемен. И самые серьезные перемены ожидают старшеклассников. Мало того, что на их голову свалится ЕГЭ, о плюсах и минусах которого не перестают спорить, так бедняжкам еще предстоит выбрать вуз, в котором они смогут не просто получить высшее образование, а еще и приобрести нужную специальность, что в наше время не так просто сделать.

Не так давно Министерство образования РФ предложило определять эффективность высших учебных заведений по соотношению работающих и неработающих выпускников. Отметим, что это неплохая инициатива. Прежде всего, потому, что сами институты будут заинтересованы в трудоустройстве своих студентов. Но что, если выпускник не пошел работать совсем по другим причинам, например, ну не нравится ему его специализация, никогда не хотел он работать в данной сфере, а учиться пошел на данную специальность, просто не подумав, или родители заставили? КРУ (Как Родители Устроили) — довольно известная в свое время аббревиатура.

Например, в вузе, который окончила я, на поток поступили примерно 150 человек и более половины — КРУ, потому что специальность считалась престижной. Кстати, замечу, окончили институт — примерно половина абитуриентов. Остальные либо перевелись на другие факультеты, либо просто ушли. На самом деле для большинства выпускников вопрос, кем я вижу себя в будущем, достаточно сложный. Всем хочется получить такую специальность, чтобы она была и востребованной, и престижной, и приносила неплохой доход, и удовольствие.

В 16-17 лет учесть все факторы самостоятельно достаточно сложно. И вот на помощь к будущим студентам спешат психологи с профориентационными тестами. Ответьте на вопросы и узнайте свое предназначение, говорят психологи. Проблема только в том, что смогут ли тесты реально помочь выпускнику с выбором подходящей профессии? Ради эксперимента и я решила пройти подобное тестирование. Все просто. Три группы вопросов: на логику, мышление, факторы интро- и экстравертности, ограниченное время на ответ, 15-20 минут, и я готовый химик-биолог со склонностью к тренерской работе. Честно признаюсь — неожиданно. Я журналист с опытом работы и высшим экономическим образованием. И что? Полжизни коту под хвост?

Читайте также: Детей отбирают у самых незащищенных

То есть, ошиблись не только мои родители, отправив меня на экономическую специальность, но и я сама, выбирая профессию по душе? Или все-таки подвох в самих тестах?

За советом о том, как избежать ошибок в выборе профессии, обратимся к специалистам. Как шутит кандидат психологических наук Юрий Левченко, "поступать нужно туда, куда можно попасть". Но, как известно, в каждой шутке есть доля шутки. Последние тенденции говорят о том, что именно наличие высшего профессионального образования, а даже не специализация, влияют на успешную карьеру. А вот к тестам и их результатам психолог рекомендует относиться без фанатизма. "Тесты в какой-то мере помогают задуматься человеку над тем потенциалом, возможностями, которые у него есть. И сам результат теста, как правило, ничего не дает, а вот работа над ним имеет большое значение", — рассказывает Левченко.

"Прежде всего, ориентироваться нужно на свои внутренние ощущения. Вот, например, моя дочь закончила школу. Мы тоже столкнулись с проблемой "куда пойти, куда податься". Так вот прежде всего мы определились, что она гуманитарного склада. И вот яблоко уже поделено на две части. Также важно понять, чего хочет ребенок: сразу включиться в жизнь или поучиться еще пять лет", — добавляет психолог.

Директор Института супружеской психотерапии, президент фонда "Детское здоровье", член Американской психологической ассоциации Александр Кузнецов считает, что полностью игнорировать тесты не стоит. "Действительно существует множество тестов. Они разного качества и ориентированы на разный возраст. Но, тем не менее, они могут помочь человеку в выборе, поскольку помогут задуматься при ответах на вопросы. В основном они полезны не тем, что указывают конкретный институт или конкретный факультет, а тем, что указывают направление. Люди делятся на тех, у кого ярко выражены правополушарные функции (художественное восприятие) либо левополушарные функции (мышление, склонность к языкам). Именно на эти вопросы они помогут ответить. И, конечно, профориентационные тесты не единственное, на что нужно опираться. Многое зависит от ощущений самого человека", — отметил Александр Кузнецов.

А вот к родительским советам и наставлениям стоит относиться с опаской. "Родительские советы хороши только тогда, когда они находятся на "золотой середине": между полным отсутствием всякого предложения, с одной стороны, и директивным направлением ребенка в какой-то вуз, с другой. То есть, здесь функция родителей состоит не просто в том, чтобы указать ребенку: давай продолжай дело отца и иди в тот-то вуз. А в том, чтобы помочь ребенку понять себя", — отмечает Александр Кузнецов.

Читайте также: Биржа труда определит качество вузов

С этим мнением согласен и другой специалист в области психологии. Вице-президент Фонда социально-психологической помощи семье и ребенку Татьяна Шишкова отметила, что все-таки больше внимания нужно уделять в выборе будущей профессии желаниям ребенка."Я думаю, что если у ребенка есть выраженное желание чем-то заниматься, а родителям кажется, что это того не стоит, то здесь, конечно, внимание нужно обращать на ребенка. Это ему работать и жить", — заметил специалист.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"