Мне компетентный человек, работающий в открыточной компании, рассказывал, как одна типография отказалась печатать "валентинки" с мотивировкой, что это неправославный праздник. Причем типография-то частная — казалось бы, ей без разницы, чего там печатать. Ан нет, оказалось, разница есть. В чем разница двух праздников, которые с виду "про одно"?
Читайте также: 10 лучших подарков на День святого Валентина
Наш православный праздник, День Петра и Февронии, покровителей семьи и брака, не сказать, что совсем не пользуется успехом, но против заграничного Дня всех влюбленных он примерно как брюки "Большевичка" (в своей прошлой жизни) против джинсов Levis (и тогда, и сейчас).
Читайте также: Петр и Феврония: не влюбленность, но любовь...
Как может выглядеть открытка ко Дню Петра и Февронии (Дню семьи, любви и верности), если не в виде самих Петра и Февронии? И весело ли это — дарить друг другу иконки? Это что же, никаких смс, никаких картонных сердечек, никаких глупых надписей внутри, никакого темно-красного цвета, никакого романтического ужина, никакой угарной дискотеки, никакого флирта? Ничего-ничего порочного, что может перейти из вечера в ночь — то есть ничего такого, ради чего вообще День всех влюбленных ждут и празднуют.
Ни влюбленности тебе, ни любви (что бы это ни означало), ни секса.
Семью тебе, любовь (безо всяких разночтений) и верность.
Православные дизайнеры, если взглянуть на оформление праздника Петра и Февронии в российских городах и весях, очень стараются: складывают ромашки в сердечки, пытаются, чтобы как-то без святых в кадре, что-то типа двух соединенных рук на фоне зеленого луга. А то и вовсе без ромашек даже разместят в центре картинки нежный букет роз (тоже в виде сердечка), слизанный со свадебной открытки.
Или мишку, но не me for you, а нашего мишку — коричневого, да. Или колосящееся рожью поле, или радостную семью, или вот голубей, или семейство ежиков было где-то, и т.д. — у каждого свое представление, как наш православный праздник может быть оформлен, а модный стиль его мы сейчас как раз сепарируем.
В общем, нам опять постановили и мы возродили то, что никогда широкого празднования в народе не имело, потом популяризировали это дело — и получили праздник любви в Петров пост, когда и обвенчаться-то нельзя. Но, безусловно, можно солидаризироваться с теми, кто уже венчался, или строить планы обвенчаться после поста, а значит, вне этого народного праздника семьи, любви и верности.
День святого Валентина — это день без не то что духовных или нравственных, а просто даже идеологических заморочек. Он для всех и для каждого, потому что не требует от нас никаких внутренних усилий, никакой веры, ни религиозности, ни даже там мысли типа "а что, у нас сейчас пост?", ни тем более интенции об аморальности добрачного секса.
День святого Валентина — это праздник непринужденного празднования для постхристианского мира с его аллюзией на тему собственных корней, праздник, не травмирующий своим названием грешные надежды юноши на поцелуй девушки, или не девушки, или уже не юноши — это все не имеет значения для постхристианского сознания.
День святого Валентина — это главный праздник работников полиграфической продукции и сопутствующих производств.
Это праздник как для маленьких (им стирающийся слой в сердечках-раскладушках), так и для больших (им презерватив в сердечках-раскладушках).
Это праздник для богатых и бедных, красивых и страшненьких, столичных и периферийных, успешных и неудачников, здоровых и больных, умных и глупых, людей с претензией и без — если они влюбленные. В общем, это легкий праздник для тех, кто живет легко, чтобы и дальше жить легко, ни в коем случае не напрягаясь.
А День Петра и Февронии, наш, отечественный праздник любви, семьи и верности (как начинает казаться уже из названия) — совсем не легкий праздник, не для беззаботно живущих и не для жизни без напряжения.
Читайте также: Истории любви: талант и дворянка
И если День святого Валентина стал праздником со стертой самоидентификацией, что и позволило ему охватить часть земного шара, то День Петра и Февронии — он только для идентифицирующих себя с Россией, православием и русскостью.
Именно в этом перспектива его развития до народного праздника, а на другой масштаб он и не претендует. Но только нам нужно что-то делать с культурологической стороной этой любовной истории, чтобы в нее поверили еще и те, кто православию просто симпатизирует. Тогда у нас будет наш нормальный национальный праздник про любовь, семью и верность, о которой День святого Валентина так предусмотрительно молчит.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Специально для Правды.РуПолитолог, религиевед, православный публицист