Вячеслав Лысаков, первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, внес законопроект о возвращении допустимой нормы алкоголя в крови — 0,2 промилле. Депутат хочет защитить людей от погрешностей алкотестеров и так называемого "фонового" алкоголя, который вырабатывается в организме самостоятельно.
Глава Комитета Государственной Думы по безопасности Ирина Яровая предлагает другой проект: промилле в нем по-прежнему остается нулевым, а вот штрафы возрастают в разы. До 200 тысяч рублей. Проект уже одобрен правительством — и сегодня изучается в регионах. Верховный Суд считает предложения Яровой недоработанным и опасается роста судимости в стране — ужесточение наказаний по некоторым пунктам фактически перевело нарушения за рулем в категорию особо тяжких преступлений. А таковыми по закону могут быть лишь преступления умышленные. Что касается законопроекта о возвращении ненулевых промилле, то Лысаков подал его на рассмотрение еще 15 октября. Ответа не дали до сегодняшнего дня.
Председатель Межрегионального общественного движения "Союз Пешеходов" Владимир Соколов поддерживает отказ от нулевого промилле, но при этом настаивает на ужесточении ответственности водителей: "Более чем 0 промилле необходимы, чтобы исключить паспортную погрешность измерений алкотестера (она равна 0,05 промиле), а также неточность измерений, которые зависят от температуры воздуха, кислотности желудка тестируемого и др. Есть и опыт Эстонии. Там официально установлены 0 промилле, но этот ноль получается после вычитания 0,15 промилле — как раз для того, чтобы исключить неточности измерений прибора.
В наибольшей степени от нетрезвых водителей страдают пешеходы. Они совершенно незащищены при переходе дорог и при движении вдоль дорог по обочинам.
Правоприменительная практика наказаний нетрезвых водителей, убивших пешехода, исключительно мягка — от условного наказания до 1 года или максимум 3 лет колонии-поселения. При нанесении вреда здоровью пьяному водителю грозит мелкий штраф и временное лишение прав вождения автомобиля, что, по сути, поощряет его.
В итоге, в 2011 г. по официальной статистике, каждое 11-е ДТП с пострадавшими, совершенное по вине водителей, — дело рук пьяных водителей (включая отказавшихся от медосвидетельствования), каждый десятый погибший в результате ДТП по вине водителей (всего 2272 человека) — дело рук пьяных водителей.
И это не полная статистика по пьяным водителям! Около 5 процентов водителей, сбивших пешехода, скрываются с места преступления — их с 90-процентной вероятностью можно считать пьяными. Таким образом, по оценкам МОД "Союз пешеходов", каждый шестой пешеход сбивается пьяным водителем".
В то же время Союз Пешеходов считает, что даже самые жесткие меры будут неполными, пока на водителей, по чьей вине погибли пешеходы, будет распространяться статья 76 УК РФ "Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим". Такого примирения виновные часто достигают угрозами — и требуют от родственников потерпевших прекратить все действия, направленные на восстановление справедливости. В ход идут как слова, так и деньги. Поправки в статью, способные предотвратить такое развитие событий, были предложены еще в 2010 году.
Читайте также: Наркомания станет страховым случаем
Чтобы определить, насколько цивилизован тот или иной закон, его часто сравнивают с законами в других странах (преимущественно западных). Верхний предел для нетрезвого водителя варьируется от 0.8 до 0.2 промилле. Не более 0.8 промилле алкоголя должно содержаться в крови водителей в Великобритании, США, Люксембурге, Мексике, Канаде и Ирландии. Планка в 0.5 установлена в подавляющем большинстве стран Европы: во Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Черногории, Болгарии, Нидерландах, Хорватии, Португалии, Дании, Финляндии, Сербии, Греции, Испании, Швейцарии, Исландии, Турции, Италии, Латвии. А также в Аргентине, Австралии, Южной Корее и Киргизии. Белоруссия и Литва придерживаются нормы в 0.4 промилле. Ограничение в 0.3 промилле действует в Молдавии, Грузии, Индии, Туркмении и Уругвае. Отметка 0.2 (которую хотела бы вернуть Россия) действует в Китае, Норвегии, Польше, и Швеции. 0.15 — в Эстонии.
А вот норма в 0 промилле не соответствует нормам международного права. Венская конвенция о дорожном движении 1968 года обязывает каждую страну-участницу четко указать в своем законодательстве предельно допустимую концентрацию алкоголя (в промилле) в крови водителя. Цифра должна быть больше ноля, но меньше 0,8. В связи с этим в 2011 году "нулевое промилле" пытались отменить в Конституционном суде. Заявители ссылались на статью 15 Конституции, которая включает международные договоры России в правовую систему страны — т. е. требует от законодателя и граждан соблюдать нормы международного права. Суд постановил: ограничения для водителей не могут нарушать конституционные права граждан, поскольку они направлены исключительно на повышение безопасности международного дорожного движения.
До 2008 года Россия пользовалась советской системой определения состояния опьянения. Концентрация алкоголя в крови в этой системе не являлась решающим фактором. Пьян водитель или нет, индивидуально определял медицинский эксперт в каждой конкретной ситуации. Если алкоголь в крови присутствовал, но признаков опьянения не было, человек признавался трезвым. При этом использовалась ориентировочная шкала. При концентрации алкоголя в крови менее 0.5 промилле говорили об отсутствии влияния алкоголя (т.е. водитель считался трезвым). При содержании от 0.5 до 1.5 как правило, устанавливали легкую степень опьянения. При концентрации от 1.5 до 2.0 — среднюю степень. При содержании от 2.0 до 3.0. — сильную. При показателях выше 3.0 промилле речь шла уже не об опьянении, а о тяжелых отравлениях, прямо угрожающих жизни "пьяного".
Как правило, водители несли ответственность, если в их крови было обнаружено 0.5-0.8 промилле алкоголя. Но все зависело от индивидуальных особенностей организма — признаки опьянения могли найти и при меньшем содержании этилового спирта. С 1 июля 2008 планку снизили до 0.3 промилле. Федеральный закон от 23 июля 2010 № 169-ФЗ ввел в действие "нулевую отметку".
Защитил ли "сухой закон" пешеходов — и спас ли человеческие жизни? Пьяный за рулем действительно опасен — но не менее опасен водитель, говорящий в момент поездки по мобильному телефону. Еще более опасен тот, кто за рулем пишет смс-сообщения или "сидит" в сети Интернет. С медицинской точки зрения разговор по мобильному в процессе вождения приравнивается к действию 0.8 (а не 0.2 и не 0.3) промилле алкоголя. Любители телефонного общения — не более внимательны, и адекватны, чем пьяные. Кто защитит пешеходов от них?
Не отвечает современное российское законодательство и на главный вопрос: что же такое алкогольное опьянение? Определения этого состояния в законе нет. Степени опьянения отменены еще в 1990-е годы. Нет и регламентированной процедуры медицинского освидетельствования. Что должны делать эксперты? Что должны делать сотрудники ГИБДД, если водитель выглядит нетрезвым? Отсутствие правил приводит к нарушениям, которых не было. Например, водителя везут на медицинское освидетельствование — и при этом усердно поливают стекло автомобиля спиртом. В течение дороги автомобилист дышит алкогольными парами. Когда его приводят к эксперту, никаких сомнений в опьянении не остается. Даже если этот человек садился за руль абсолютно трезвым.
Другой источник вопросов — меры ответственности водителей. Платой за человеческую жизнь часто становятся копеечные штрафы и условные наказания. Нарушители убеждаются в своей безнаказанности — и продолжают сбивать пешеходов, зная, что фактически ничем не рискуют. Вопрос ответственности тех, кто за рулем, был даже вынесен на обсуждение в Общественной палате. Одни предлагают увеличить сроки лишения водительских прав — вплоть до пожизненного запрета садиться за руль. Другие убеждены, что самые действенные методы — экономические. Поэтому следует поднять штрафы так, чтобы повторно нарушить правила не было ни желания, ни возможности. Третьи предлагают дополнить Кодекс об административных правонарушениях статьей "изъятие орудия преступления" или "изъятие орудия нанесения ущерба". Ведь провинившегося водителя вовсе не обязательно лишать прав: можно конфисковать у него… сам автомобиль. Есть и предложения по профилактике нарушений: снабдить личный транспорт электронными алкозамками — чтобы пьяный не смог завести машину. А также вернуть в школы предмет "Безопасность дорожного движения".
Читайте также: Снег и алкоголь: трагедия с 11 жертвами
Однако ужесточение мер по отношению к водителям — не гарантия возвращения к жизни тех, кто получил тяжелейшие травмы в результате ДТП. Мало кто знает, что в соответствии с Законом об ОСАГО пострадавший пешеход имеет право на компенсацию. Получают эти деньги лишь 0.15 процентов тех, кого сбил автомобиль. Причина — не только в отсутствии информации. Человек, находящийся на грани жизни, должен собирать огромное количество документов, чтобы ему выплатили деньги. "Союз Пешеходов" с 2010 года вносит предложения о поправках в Закон об ОСАГО: каждому пострадавшему в результате наезда транспортного средства перечислять компенсацию (в размере не менее 100 тысяч рублей) сразу же после ДТП — а не через год после аварии, когда пострадавший сможет, наконец, собрать документы. Тем, кто попал под колеса, нужно вовремя начать лечение, чтобы последствия травм не стали необратимыми и не перечеркнули возможность вернуться к нормальной жизни.
Штраф в несколько тысяч рублей, лишение прав на 1 год, условное лишение свободы не могут быть эквивалентным наказанием за инвалидность или частичную потерю работоспособности. Как и нулевое промилле не заставит задуматься тех, кто действительно садится за руль пьяным. Впрочем, законопроект Ирины Яровой был одобрен правительством еще в декабре. Вячеслав Лысаков — в случае, если его проект будет отклонен — готов предлагать поправки в новый документ и вновь добиваться возвращения планки в 0.2 промилле. Чтобы людей не штрафовали за особенности организма и ошибки измерительных приборов. Быть может, ненулевое промилле все же возвратится в Россию?
Читайте самое актуальное в рубрике "Общество"