31 января финский суд будет рассматривать иск бывшего мужа Светланы Карелиной с требованием лишить ее родительских прав. Тем временем Верховный суд Республики Карелия подтвердил, что дети должны жить с матерью. Как будет выполняться решение российского суда, непонятно — отец продолжает незаконно удерживать на территории Финляндии двоих малышей.
Напомним, что уже более двух месяцев жительница Петрозаводска Светлана Карелина не может вернуть двух своих детей — шестилетних Артема и Соню. В ноябре их увез в Финляндию их отец — Сергей Тимонен, имеющий там вид на жительство. Бывшей жене он пообещал, что вернет детей через две недели. Но вскоре позвонил и заявил, что теперь дети будут жить у него. При этом отец сразу же подал иски по определению места жительства детей в финский суд и городской суд Петрозаводска. Финский суд ему отказал, но не на основании того, что дети постоянно проживают в России, а по причине, что в данный момент они проживали в другом финском городе — Йоэнсуу.
В свою очередь городской суд Петрозаводска определил постоянное место проживание детей вместе с их матерью. Но отец на этом не успокоился. Он подал иск уже в городской суд Йонсуу с требованием передать право опеки над детьми ему, то есть заочно лишить мать родительских прав. Основание — мать может "похитить" детей и вывезти их в Россию. Таким образом вся ситуация перевернута с ног на голову: уже не отец обманным путем вывез детей и удерживает их незаконно, а мать якобы может их "похитить".
"Министерство юстиции Финляндии очень хитро прокомментировало ситуацию в своем пресс-релизе. Там заявили, что место проживание детей — спорный вопрос. И в данный момент вопрос об опекунстве над детьми рассматривается финским судом. Но это нонсенс. Финский суд не может решать вопрос о судьбе детей, которые являются российскими гражданами и родители которых также граждане РФ. Речь идет о похищении и незаконном удержании", — прокомментировал "Правде.Ру" финский правозащитник Йохан Бекман.
Читайте также: Финны объявили войну русским матерям
17 января, когда Светлана, узнав через знакомых адрес проживания детей, приехала в Йоэнсуу, она была задержана полицией и доставлена в полицейский участок. Там ей вручили требование местного судьи о том, что до 31 января она должна предоставить доказательства постоянного места проживания детей. Иначе ее могут заочно лишить права опеки над ними, что равнозначно лишению родительских прав. Тем более, что отец подал 18 января уже третий иск в местный суд с аналогичным требованием.
"Финский суд не имеет право рассматривать это дело. Поэтому, я считаю, что Светлане нет необходимости приезжать сюда и что-то доказывать финскому судье", — заявил Йохан Бекман. По его убеждению, такое поведение со стороны финнов — самое настоящее издевательство. Тем более, что 25 января Верховный суд Республики Карелия в ответ на жалобу Сергея Тимонена подтвердил решение городского суда Петрозаводска о проживании детей с матерью. Но вся проблема теперь — кто и как будет реализовывать постановление российского суда.
Пока российский МИД ограничился скупым комментарием о том, что по заверению отца детей, двойняшки проживают в данный момент вместе с ним. И речь идет о семейном конфликте. Ну да, только непонятно, почему семейный конфликт российских граждан должен урегулировать финский суд? Тем более, что тут речь идет о судьбе двоих детей, которые выехали в другую страну по туристической визе. Больше двух месяцев они оторваны не только от матери, но и от привычного образа жизни. Не посещают детский сад, врача-логопеда.
Их отец имеет вид на жительство в Финляндии, живет там в однокомнатной квартире на пособие и пенсию МВД по выслуге лет. При этом его небольшого пособия в 700 евро хватает на оплату очень недешевых финских адвокатов, только ознакомление с делом которых стоит до 800 евро. Финские власти своим комментарием, что дело об опеке рассматривается финским судом, признают, что местный суд имеет на это право и ничего противозаконного в действиях отца нет. И что дальше? Если суд Йоэнсуу лишит Светлану Карелину права опеки над детьми и передаст их отцу, получится, что решение российского суда ничего не значит?
И финские власти тем самым получат моральное право и дальше похищать российских детей. Вывозить их через границу в багажнике, как в случае с сыном Риммы Салонен. Изымать их семьи без каких-либо правовых оснований, включая новорожденного младенца, как в случае Анастасии Завгородней. И удерживать на территории страны детей, приехавших туда по туристической визе.
Читайте также: Детей Завгородней отдали в приемную семью
Пока финские власти категорически отказываются создавать совместную российско-финскую комиссию по урегулированию спорных вопросов, касающихся опеки над детьми в смешанных браках. Российским властям они предоставили лишь список фамилий с телефонными номерами — со словами: звоните, там вам все объяснят. Что, конечно, иначе как издевкой не назовешь.
Похоже, российскому МИД все же придется искать рычаги воздействия на соседнюю страну, столь превратно толкующей международные нормы поведения.
Читайте самое актуальное в рубрике "Общество"