Давно известна присказка: от сессии до сессии живут студенты весело… А как вообще живут и ощущают себя российские студенты не только в межсессионный период? В преддверии Дня студента, который отмечается 25 января, Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос, в ходе которого выяснилось много интересных вещей и закономерностей.
ВЦИОМ представил прессе данные о том, как меняется ситуация в студенчестве. Специалисты опрашивали самих студентов, их родных, а также тех респондентов, у которых в семье вообще нет учащихся вузов. Данные, полученные во время развернутого социологического опроса, весьма интересны, а некоторые цифры могут даже удивить. Между тем, их подлинность не поддается сомнению: все сделано по науке. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ был проведён 19 — 20 января 2013 года. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.
Статистическая погрешность не превышает 3,4 процента, что подтверждает высокую степень достоверности исследования. Итак, сделан вывод, что ситуация в студенчестве глазами самих учащихся ВУЗов и университетов зачастую выглядит куда более позитивно, нежели с точки зрения тех, кто знает о ней понаслышке.
По мнению самих студентов, больше всего положительных изменений они наблюдают в таком вопросе, как повышение общего культурного уровня. 42 процента студентов считают, что он повышается, 22 процента все-таки имеют противоположное мнение. Мнение россиян, которые сами не являются студентами, но являются их родственниками, отличается: среди них положительные тенденции отмечают 28 процентов, а 35 процентов указывают на различные отрицательные нюансы.
Респонденты, у которых в окружении нет учащихся вузов, и вовсе не склонны отмечать изменения в этом аспекте (34 процента), либо отмечают ухудшение ситуации (26 процентов), и в меньшинстве случаев — ее улучшение (15 процентов). С чем связаны столь странные явления, по-видимому, еще стоит серьезно поизучать ученым-социологам. Во всяком случае, в предыдущие годы подобные цифры были несколько другими. Изменения в уровне своей профессиональной подготовки сами учащиеся институтов и университетов в 34 процентах случаев склонны считать позитивными, реже указывают на негативные тенденции (25 процентов).
При этом мнение членов семьи учащихся вузов с ними не совпадает: об ухудшении ситуации они говорят чаще (40 процентов), нежели о ее улучшении (24 процента). Те же, у кого в окружении студентов нет, не склонны видеть никаких изменений (34 процента), либо отмечают негативные тенденции (28 процентов) и в меньшинстве случаев — позитивные (12 процентов).
Тут наблюдается некий парадокс: ведь студентов у этой категории респондентов нет, откуда же им знать, как живут эти самые студенты. Как видится, налицо влияние на общественное сознание средств массовой информации. Можно считать, что СМИ как бы внедряют людям весьма отрицательное отношение к системе высшего образования. Да и то: вообще-то число критических публикаций об этой системе гораздо превышает число "хвалебных".
В этом нетрудно убедиться, даже навскидку пошарив по поисковым системам интернета. Тем не менее сами студенты также видят явные положительные перемены в отношении преподавателей к своей работе (41 процентов отметили явное улучшение ситуации). А вот родственники студентов их мнение не разделяют (только 22 процента фиксируют положительные изменения, в то время как 39 указывают на ухудшение ситуации).Из тех, кто знает эту проблему скорее отдаленно, чем детально, то есть у кого в семье вообще нет учащихся вузов, позитивные тенденции отмечают только 13 процентов. И тут же опять косой взор на деятельность СМИ: вообще-то в наших университетах положение дел действительно не так плохо, как порой описывают коллеги-журналисты.
Но в некоторых случаях мнение самих студентов все-таки совпадает с точкой зрения остальных респондентов. Так, говоря о возможностях выпускников трудоустроиться по специальности, учащиеся в большинстве случаев отмечают ухудшение ситуации (47 процентов), равно как и остальные опрошенные (53 и 41 процент соответственно). То же самое можно сказать о возможностях для молодых специалистов найти высокооплачиваемую работу. И сами студенты, и те, кто наблюдает обучение в вузе своих родных, и респонденты, у которых в семье студентов нет, солидарны во мнении, что положение дел с трудоустройством ухудшается.
Надо сказать, реальная российская статистика гласит примерно то же самое. Выпускникам вузов, если они не учатся по целевым программам или по заказу предприятий и организаций, работу найти действительно непросто. Так, до 18 процентов выпускников (данные Росстата) идут работать совсем не по той специальности, по которой получали высшее образование. Оценивая перемены в своем материальном положении, треть студентов отмечают положительные тенденции (34 процента).
Для сравнения, родственники учащихся вузов отмечают улучшение их материального положения реже (26 процентов), а россияне, в кругу которых нет учащихся вузов, и вовсе указывают на позитивные тенденции в этом аспекте лишь в 15 процентах случаев. У автора этих строк есть такие данные по конкретному факту: 28 процентов учащихся дневных отделений практически всех факультетов Северного Арктического федерального университета (САФУ), что в Архангельске, вечерами подрабатывают — в основном официантами, репетиторами, разнорабочими, таксистами.
Но назвать эту тенденцию какой-то негативной язык не поворачивается: стипендии, если она есть, на нормальную жизнь молодого человека все равно не хватит. Пусть уж подрабатывают, то есть учатся трудиться задолго до окончания университета. Это, по-моему, явление нормальное. Лишь бы учебе не мешало. Что же касается отношения учащихся вузов к учебе, то сами студенты неоднозначно оценивают изменения в этом аспекте: 36 процентов полагают, что ситуация меняется к лучшему, 34 — к худшему.
Но те, кто лишь наблюдает обучение в вузе своих близких или знает о ситуации в студенчестве лишь понаслышке, указывают на позитивные тенденции еще реже (30 и 15 процентов соответственно).Выводы из опроса ВЦИОМ, что называется, лежат на поверхности: в целом, с учетом определенных допусков и условностей, студенты начинают считать свою учебу и бытовую жизнь лучше, чем ранее. С чем в Татьянин день, собственно, их и поздравляем: как говорится, учитесь на здоровье. Успехов вам, молодые!