Испанией можно и нужно наслаждаться вне сезона и при морских приливах! За 40 евро вы сможете найти четырехзвездочный отель, ведь в дурмане мечты о квадратных метрах тут только и строили такие отели, а страна становилась все беднее и беднее. Разнообразие культурного наследия и самих рас, сохранившихся в Испании, делают наш выбор окончательным.
Кстати, следует напомнить себе самому, что, перемещаясь между Францией, Италией и Испанией, мы найдем все возможные и невозможные пейзажи и нам не придется терять время и пространство в Патагонии или Тибете. Вы только представьте себе национальный парк Ордеса в провинции Арагон, известняковые плато и Рокамадур, Кампо Императори в горном массиве Абруцци, где когда-то был освобожден дуче (было бы лучше, если бы он там и остался) и где был снят самый прекрасный пассаж фильма "Татарская пустыня". "Вот это пейзаж", как сказал бы император…
Читайте также: Турист - это татарин и сарацин современности
Я проехался по Северной Испании — её называют еще Зелёной — двенадцать лет назад, проехал от французской границы до Сантьяго. Такую же поездку я совершил и в этом году, боясь худшего — последствий экзистенциального и экономического кризиса, который прошелся по стране, лишенной своего остова рыночным социализмом. Разрушительные последствия бума недвижимости последних лет правления Азнара, а особенно — позорного Запатеро, поощрителя гомосексуальных браков — все это навевало мне страх и сомнения.
По счастью, Кантабрия, Астурия и даже Галисия — все три северных испанских провинции сохранили и очарование, и свежесть, несмотря на стареющее население. Они — хранительницы Грааля на пятьдесят первой параллели, это государства, соединенные единой чудесной теллурической линией, насчитывающей тысячи лет и воспетой любознательным Луи Шарпантье, линией, что гарантировала в восьмом веке Испании защиту от натисков исламистских героев — носителей цивилизации и подготовила такую скандальную на сегодняшний день реконкисту! Сопротивление в туманных, диких северных горах стало родоначальником и одного из самых священных в христианстве следований — это паломничество к Святому Якову. К слову, с гордостью и удовлетворением могу сказать, что в соборе Святого Якова в Сантьяго де Компостела (куда я уж не вернусь, чтобы не стать поперек дороги политической корректности) цветами были замаскированы мавры, попираемые копытами коня знаменитой деревянной статуи Святого, который пришел на подмогу добрым христианам во время битвы! А что же делать с муэдзином в Кордобе или Гранаде? Но ничем не остановишь ни прогресс, ни "толерантность", ни свиту современных арабских вельмож. Как бы сказал Ф. Мюрей, пусть ничто не остановит империю добра. И чтобы остаться в возвышенном настроении, я думаю о том, что Толкиен тоже был вдохновлен "камино" — дорогой паломничества, вдохновлен даже звуковыми образами (Гондор, Гондар и Гондомар — это привычные тут для всех названия). Дорога в Сантьяго — это совершенное прославление Запада в его наивысшем выражении.
По дороге к Сантандеру через страну басков никак нельзя пройти мимо мыса Сан-Хуан де Газтелугатче. Он так прекрасен, особенно после того, как его побратим Мон-Сен-Мишель был осквернен проложенной рядом с ним современной железной дорогой, а греческий Акрополь превратился в строительную площадку, предназначенную для выколачивания денег у замерзших туристов. Это полуостров, приютившийся между небом и морем, сравнимый разве что с ласточкой, изваянной из камня, увенчанный таинственным скитом. Это точка, стоящая между человеческим и божественным, более чем сверхчеловеческим — в этом весь Сан-Хуан, затопленный туманами.
Сантандер это, безусловно, самый большой и самый прекрасный в мире город-курорт. Тот, кто не был в нем, не может о нем говорить, а тот, кто был там, должен извлечь пользу из прекрасной погоды и из собственных ног и пройтись по сенсационным пляжам Сантандера, обойти его забытые замки и виллы викторианской эпохи. К несчастью, город основательно горел в 1941-ом, и это нанесло заметные увечья сохранившемуся со средневековья центру города. В остальном же этот престижный курорт, издавна облюбованный англичанами еще со времен их викторианского расцвета, — настоящее чудо. Никакая прогулка в мире не стоит прогулки по Сантандеру. А плавание по его необъятному заливу! Ведь город повернут к югу, и это гарантирует ему необыкновеннонасыщенные солнечным светом дни, а навигация по заливу вызвала во мне те же ощущения, что и пересечение озера Науэь-Уапи в аргентинском Барилоче или спуск вниз по каналам чилийских фиордов.
Около Сантандера, среди ужасных современных построек, можно чудом обнаружить чудесную средневековую деревню Сантильяну — настоящую вершину нашей живописной литературы, нашего плутовского романа и чудес речки Ло; между прочим, это селение является обладателем роскошного и недорогого Парадора. Кроме того, Кантабрия знаменита своими удивительными Пиками Европы — две тысячи заснеженных метров, возвышающихся перед зеркалом моря. И кому после этого понадобиться ехать в Новую Зеландию? Даже тот, кто хочет шикарно покататься на лыжах, вполне может сделать это на Этне в компании Гефеста…
Моим любимым сокровищем на земле остается Астурия. Это последнее пристанище. Маленькая провинция в десять тысяч квадратных километров, населенная кельтами, астурами и галлами, которые оказали отважное и отчаянное сопротивление маврам при Ковадонге — значение этой битвы, конечно же, сегодня отрицается, как отрицается и сама Испания нашими лучшими современными историками. Горы, спрятанные в долинах деревни, гастрономическая культура, приветствия, вежливость, крестьянское христианство — вот в общих чертах Астурия. Это, между прочим, королевство, причем — самое настоящее. Посетите музеи мудрого города Овьедо — сверкающие, новые и пустынные, а вход в них, конечно, — бесплатный!
Морское побережье там восхитительно не повсюду, но постоянно — величественные волны, заливы, обрывы, промоины в скалах, крошечные пляжи для контрабандистов, охотящихся за удовольствием, алкионовские мысы, висящие выше человека и времени — в общем, декорации в духе Заратустры. Самые прекрасные часовни романского стиля тоже находятся недалеко от Овьедо — прямо надо городом высится чудо из чудес — Санта Мария дель Наранко. Эта православная жемчужина господствует над долиной, этот золотой венец христианской религии живет вне времени. Тут чувствуешь эпоху до тысячного года нашей эры.
Астурийское княжество усеяно деревеньками, все или почти все из них сохранили свой самобытный характер и свои корни. Это деревеньки Астерикса, это галлы, которые придерживались старых добрых традиций. Сходите на рынок в Овьедо и поговорите там с людьми, чтобы все это ощутить. У кустарей и мелких торговцев головы ну прямо как у наполеоновских гвардейцев, кажется, что попадаешь в книгу великого Бальзака или Эжена Сю. Продавец сыра или колбасник — в одном лице и воин, и поэт. Они говорят на языке Храброго Сердца.
За два часа дороги мы видим чарующие места, буковые рощи, заповедные, неслыханные земли, населенные в часы пик эльфами: это заповедники Муньейлос и Сомьедо — владения Галадриэли и биосферного заказника. Дубам и букам трудно приходится выживать среди современной австралийской прогрессивности эвкалиптов, которыми наводняют сейчас исконные территории наших деревьев. В этом мире даже деревья приходят в смятение.
Но продвинусь вперед в моем беспорядочном повествовании: одна из самых прекрасных в мире прибрежных дорог — это та, что ведет вас из Сантандера в Овьедо, железнодорожный ее вариант столь же очарователен. Кудильеро, Ластрес, Рибадеселья — места легендарные. Тут вы по-настоящему в раю, потому что люди, которые тут живут, не осознают этого. Когда люди это узнают, они кондиционируют свой воздух, фабрикуют гостиничные комплексы, пьют коктейли и приглашают танцовщиц исполнять танец живота.
Откройте для себя Кантабрию и Астурию, чтобы Увидеть. Я бы написал и о других прибрежных областях — о "риас" — широких устьях Галисии, но как-нибудь в другой раз, когда нужно будет найти историю галлов.
P.S. Рекомендую всем для упражнений в испанском языке прочитать замечательную книгу испанского журналиста правых взглядов (представьте себе, такие встречаются!), называется книга La gran aventura del reino de Asturias (Великое приключение Астурийского Королевства), а ее автора зовут José Javier Esparza. Готов побиться об заклад на две ночи в четырехзвездочном отеле в Овьедо, что такую книгу на французский не переведут никогда! И поразмыслите над тем, что со знанием испанского ваши дети смогут найти работу в Южной Америке!
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"