Приемные дети спасают сельские школы

Пока законодатели придумывают, как стимулировать россиян усыновлять сирот, жизнь сама подбрасывает неожиданные ходы. Чтобы спасти сельские школы от закрытия, местные учителя берут в свои семьи приемных детей. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Подобные случаи зарегистрированы в Брянской, Смоленской, Калужской и других областях.

Когда-то в школе села Сенное Брянской области было более ста учеников. Но с каждым годом их становилось все меньше. А в 2005 и вовсе не оказалось ни одного первоклассника. В области решили: неперспективную школу в селе закрыть. Наверное, так бы и получилось — сколько сельских школ оказались ненужными и были закрыты в последние годы. Если бы не четыре местных учительницы. Однажды они пришли в учительскую и решили: не хватает детей? А мы возьмем приемных.

Идею подала местный завуч Надежда Сячина. "Мы с мужем давно думали взять ребенка. Родные две дочери выросли и уехали в город. А мы не хотим никуда переезжать. Но все как-то не решались. А тут вдруг такой момент наступил и я предложила своим коллегам взять приемных детей. Сначала было страшно, одолевали сомнения — а вдруг не справимся. Но поскольку нас было четверо, мы друг друга поддерживали", — рассказала Надежда Сячина на конференции общественной организации "Всероссийское педагогическое собрание".

Сначала думала взять одного мальчика. А через два года зашла в детский дом и случайно увидела еще одного: "Вдруг в комнату забегает Стас — такой живой, глаза горят. Ну как можно было его не взять?" Потом взяла еще троих братьев, чтобы не разлучать их друг с другом. Трое детей уже закончили школу и продолжают учиться дальше. А Надежда Сячина говорит, что взяла бы еще мальчика. Почему-то воспитывать мальчишек ей больше нравится.

Директор школы Наталья Сулина 6 лет назад усыновила двух братьев. "Дочь выросла и уехала, с мужем развелись. Сначала тоже очень сомневалась, а теперь думаю, как бы я без них. Они меня вдохновляют что-то делать, спешить домой после работы".

Приемный сын Сережа учительницы английского языка Валентины Климовой просто нереально похож на свою вторую маму. "Все удивляются: родные дочки не похожи, а Сережа — вылитый я", — с гордостью говорит Валентина Климова. Сначала с мальчиком было много проблем, особенно в учебе. В первом классе не умел ни читать, ни писать. Но не зря же вторая мама — учительница. Теперь прежде чем пойти на улицу, Сережа вместе с ней делаетвсе уроки. Пятерка, правда, пока только по физкультуре. Но четверки тоже есть — заслуженные, без поблажек учительскому сыну.

Читайте также: Депутаты ищут ответ на "детский" вопрос

Сегодня в Сенновской школе 27 учеников, из них 12 — приемные дети (первоначально таких было 20, но теперь многие уже выросли и закончили школу). Вслед за учительницами решились на такой шаг и другие односельчане. Одна из женщин вырастила шесть своих детей и еще взяла шесть приемных. ИБрянская область вовсе не единственная, где учителя становятся приемными родителями. В ходе видеоконференции были включения из Калужской, Ульяновской, Волгоградской, Самарской областей, где местные педагоги также рассказывали о своем опыте.

А в Смоленской области после того, как в одной из сельских школ осталось всего шесть детей, учителя взяли из детского дома 32 ребенка. Теперь эта школа на особом контроле у губернатора: ей подарили автобус, установили компьютеры, строят современную спортивную площадку.

Этим женщинам часто задают "каверзный" вопрос: а что для на вас на первом месте — спасение школы или приемные дети? Но в сущности, какая разница, по какой причине делаются добрые дела. Да, возможно, если бы жизнь их не заставила, они бы не решились взять чужих детей. Но сегодня, глядя с гордостью на своих воспитанников, называя их своей опорой в жизни, они только удивляются: ну как можно было их не взять? Как говорится, человек сам себя не знает — на какие поступки он способен.

И вот этим женщинам жизнь предоставила возможность это узнать. В материальном плане они ничего не выиграли. Пособия на приемного ребенка в Брянской области — 5200 рублей. Если бы не подсобное хозяйство, прокормить и поднять детей было бы очень сложно. "Не представляю, как в городе можно было бы прожить на такие деньги с приемным ребенком", — говорит Надежда Сячина.

Но вот теперь, похоже, ситуация поменяется. Одновременно с так называемым "законом Димы Яковлева", запрещающим американцам усыновлять российских детей, президент подписал указ о мерах, облегчающих процедуру усыновления российским гражданам. Там речь идет и о сокращении бюрократических процедур — в частности, снизятся требования по нормативу жилой площади при устройстве ребенка в семью. Также предполагается совершенствование оказания медицинской помощи детям-сиротам, в том числе высокотехнологичной.

Отдельный пункт — налоговые льготы для усыновителей. Сегодня те, кто усыновляет ребенка — делает полноценным членом семьи со всеми правами, в том числе и на наследство, практически не получают от государства материальную помощь. Налоговые льготы станут своего рода материальной компенсацией.

Читайте также: Америка - лидер по убийству детей

Кстати, в США усыновители получают очень много разных льгот: и по налогам, и по медицинской страховке, и по выгодным кредитам на недвижимость. Также будет увеличено и ежемесячное денежное вознаграждение, которое получают опекуны, приемные родители и патронатные воспитатели.

Все эти меры, которые нужно было принимать, как говорится, еще вчера, стали возможны, благодаря "закону Димы Яковлева". Были бы они приняты, если бы не необходимость дать ответ на акт Магнитского? Ну, а какая теперь в сущности разница? Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"