В Москве десятки тысяч попрошаек. Кто-то просит на лечение, кто-то на дорогу домой, а кто-то хотя бы на еду. Однако далеко не секрет, что попрошайничество уже давно превратилось в доходный бизнес. Назревает вопрос: стоит ли вообще подавать людям с табличками и протянутой рукой? И как отличить тех, кому действительно нужна помощь, от мошенников?
Спускаясь в метро, путешествуя на электричках и просто гуляя по улицам, мы сталкиваемся с попрошайками. Вот на станции московского метро стоит мужчина с картонной табличкой: "Помогите на лечение жены", а вот цыганки в пестрых юбках с младенцами на руках нараспев просят у пассажиров электрички деньжат на пропитание. Руки непроизвольно тянутся к кошелькам, чтобы помочь копеечкой просящим.
Но правда ли все то, что говорят, или мы подвергаемся воздействию хорошей игры, который с легкостью вышибает у горожан скупую слезу и звонкую монету?
Читайте также: Неслучайные жертвы "ледяного ада"
Спускаюсь в метро, делаю пересадку на "Таганской". В переходе в потоке людей краем глаза замечаю молодую женщину, в руках табличка: "Помогите на лечение. Умирает сын". Любого нормального человека эта ситуация безусловно тронет. Я не исключение. Вот только пытаюсь помочь не деньгами, а несколько другим способом. Подхожу, следует такой диалог:
— Здравствуйте, очень вам соболезную, а чем болеет ваш ребенок?
— Неизвестная болезнь, обходили все больницы в своем городе, приехала в Москву, собираю деньги на поездку к заграничным врачам.
— А сколько лет сыну? Где он сейчас?
— Маленький еще.
— А вы его в Москву привезли или в родном городе оставили?
Далее начинается игра в молчанку. На данный вопрос и вопросы, касающиеся диагноза малыша, конкретной суммы денег, больниц, место проживания на данное время, женщина либо делает вид, что не слышит, и переспрашивает, либо оставляет вопросы без внимания. Предпринимаю последние попытки помочь. Говорю, что сейчас очень много организаций, которые могут оказать помощь совершенно безвозмездно. Предлагаю записать номера благотворительных фондов. В ответ слышу: "Нет, нет, мы уже звонили, там нам помочь не могут". На вопрос, куда именно звонили, как вы уже, наверное, догадались, снова молчание.
Далее предлагаю ей взять мой номер телефона, говорю, что могу организовать сбор денег или попробовать найти врачей здесь, в Москве. Спешно собирается и быстро уходит в сторону выхода в город. Довольно странное поведение, не правда ли?
Часто в метро и в его окрестностях можно увидеть и покалеченных "участников боевых действий". К одному из них я подошла около метро Выхино. Однако на все мои вопросы о том, где человек служил, потерял ноги и т. д., мужчина ответил лишь то, что служил в Афганистане и потерял память. А буквально через минуту подошла женщина и с нецензурной бранью увезла коляску с инвалидом.
В итоге я, пытаясь помочь людям, дважды получила резкий отказ. Значит, им нужны лишь деньги. А места, где они стоят, очень "рыбные". Переход на "Таганской" с неиссякаемым потоком людей и место около метро "Выхино", где еще находятся рынок, станция электрички и множество остановок наземного транспорта. Поэтому нетрудно догадаться, что за день они собирают немало, и бизнес их весьма доходен.
Но куда потом идут наши деньги? Наивно было бы думать, что все достается попрошайкам. Большинство — лишь наживка для "черного" бизнеса. Но все ли так просто? На расследования подобных дел уходит очень много времени, зачастую раскрыть их невозможно. Причин тому множество, и одна из главных — отсутствие уголовного наказания за попрошайничество в России. Существует лишь статья 151 УК РФ за вовлечение несовершеннолетних в занятия бродяжничеством или попрошайничеством. Максимальная мера по ней — лишение свободы на срок до четырех лет. КоАП города Москвы также предусматривает наказание за приставание в общественных местах попрошаек и гадалок (ст.3.8). Однако наказание влечет за собой лишь предупреждение или наложение штрафа в размере 100 — 500 рублей.
За комментариями по поводу лженуждающихся "Правда.Ру" обратилась в православную службу помощи "Милосердие". В пресс-службе рассказали, что отличить реально нуждающихся от тех, кто давно превратил это занятие в бизнес, очень сложно. Поэтому тут все зависит от желания каждого конкретного человека: он должен понимать, что, возможно, помогает деньгами не тому, кому это действительно нужно.
После разговора с женщиной, которая просила на лечение сына, меня волновал вопрос о реальной помощи, которую оказывают фонды и благотворительные организации. Руководитель пресс-службы "Милосердия" Елена Мацан объяснила, что отказ от крупной денежной помощи может быть лишь тогда, когда человек, к примеру, не может предъявить справку с диагнозом.
Читайте также: Дети улиц: куда деваются беспризорники
Служба "Милосердие" помогает абсолютно всем — может доставить дрова в деревенский дом, купить человеку билет домой, приютить беременную женщину и даже помочь с трудоустройством, а так же имеет свой гуманитарный центр, где людям помогают едой и вещами.
Конечно, всех под одну гребенку ровнять не стоит. И среди сотни лжепопрошаек наверняка найдется человек, которому реально нужна помощь. Вот только если вы хотите помочь ему, не спешите лезть в кошелек — просто дайте ему номер телефона или адрес службы помощи, фонда или организации, которые решают проблемы нуждающихся. Поверьте, люди, которым действительно это нужно, будут вам благодарны.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"