Традиционно у нас в России явление, которого никто никогда не ожидает — это зима. В нынешнем году самое ее календарное начало обернулось, без преувеличения, гуманитарной катастрофой, правда, обошлось вроде бы без человечески жертв. Ставшая печально легендарной трасса М-10 "встала" в пятницу, 30 ноября. Возникшая из-за льда и снега пробка протянулась на 191 километр. Очевидцы говорят, что водители общались исключительно на русском матерном…
Дорогу занесло снегом так, что тысячи машин на несколько суток оказались в снежном плену. Можно сбиться со счета публикаций, в которых журналисты ругают чиновников, пожарных, спасателей. Собственно, и поделом: могли бы быть и поразворотливее, и посообразительнее. Премьер Дмитрий Медведев в пух и прах честил нерадивых подчиненных, не стесняясь телекамер.
Читайте также: Трасса М-10: хроники снежной блокады
Новый глава МЧС Владимир Пучков, для которого ситуация на М-10 стала первым серьезным испытанием, выдавал чудеса выносливости, постоянно выходя в эфир с комментариями. Увы, мер, принятых для быстрого "рассасывания" дикой автомобильной пробки, оказалось недостаточно. Организационные меры в отношении "промухавших" пробочную катастрофу ответственных лиц уже последовали.
Увы, эти страсти по снежным заносам хоть и первые для наступившей зимы, но явно не последние: холода только стартовали. А синоптики утверждают, что нынешняя зима может стать самой "лихой" по части морозов и осадков за последние 20 лет…
Но хватит о чиновниках — о них достаточно сказано. Если не исследовать всех факторов "снежного плена", то наука не пойдет впрок. Учиться надо и на собственных ошибках!
Оказывается, не только чиновники и спасатели стали виновниками дезорганизации движения на М-10. Водители в соцсетях, кроме ругани на "ответственных лиц", советуют друг другу, как вести себя в сложной дорожной ситуации. Оказывается, довольно многие считают виновными в создавшемся на М-10 бардаке своих же коллег-шоферов.
Корреспондент "Правды.Ру" поговорил со своим знакомым, шофером-дальнобойщиком и менеджером-экспедитором одной из транспортных фирм Санкт-Петербурга Вазгеном Хаблакяном. Он двое с половиной суток просидел в одиночестве (напарник заболел) в с кабине огромного грузовика "Ман" с пятью тоннами бытовой техники в фуре. Во что он поведал, немного "отойдя" от пережитого:
— Стоя в пробке, мне так и не удалось увидеть ни пунктов питания на трассе, ни заправщиков с бензином или дизтопливом, ни вагончиков для обогрева (хотя некоторые коллеги-дальнобойщики говорят, что таковые были и даже действовали). Едой мы обменивались с соседями по пробке, погреться залезали друг к другу в кабины по очереди. Если остановленный движок остывал — помогали друг другу "прикурить". Но такое шоферское "братство" было на пять машин вперед — и на столько же назад. Остальные смотрели друг на друга, как враги или конкуренты.
Спасателей не видел тоже, а вот инспекторов ГИБДД видел. Было, честно говоря, их очень жалко. Хоть и в теплой форме, но сквозь метель и снежные завалы им приходилось передвигаться пешком, и с огромным трудом. Помню, двое проходили мимо колонны и даже не спрашивали документов, ничего не проверяли. А спрашивали, в чем нуждаемся, записывали — и шли сквозь пургу дальше. Правда, помощи так и не последовало.
С громадной обидой вспоминаю такой момент. До моей машины добрался грейдер зеленого цвета (я так решил, что военный), покидал на обочину снег, освободил дорогу как раз для "тяжеловесов". Увы, гаишников рядом не оказалось — при них ситуация развивалась бы совсем иначе…
Как только грейдер расчистил участок дороги, я сразу же завелся и стал выруливать, чтобы продвинуться к следующему "просвету". И что вы думаете? Не успел я своей махиной "подвернуть" на трассу, как меня внаглую подрезал черный джип, за ним поспешно ринулись другие легковушки. И, как я ни сигналил, ни мигал левым поворотником, они все шли и шли по очищенной дороге. В конце концов, легковушки "навезли" столько снега, да и с неба нападало, что очередной наглец просто-напросто застрял прямо у меня перед носом…
Таких ситуаций за двое суток было как минимум пять. Картина была всегда одинаковой: сначала джип покруче подрезает по только что очищенной дороге, а за ним устремляется, как с цепи сорвавшись, куча легковушек. "Тяжелых" никто не пропускает, не дает вклиниться в поток. Некоторые обогнавшие меня легковушки я позже наблюдал намертво застрявшими в заносах на обочине.
А вот "дальнобои" друг с другом обходились вежливо. Неужели наглые "легковушники" в школе не учились? Неужели им бабушки не рассказывали, что поспешишь — людей насмешишь? Или что тише едешь — дальше будешь? Ведь в ровном потоке, как бы медленно он ни полз, все равно быстрее получается. Правда, периодически техника чистила трассу как раз для проезда легковушек. Но тут и вопросов нет…
В общем, вывод я сделал такой после мытарств на М-10: водительское братство нынче, извините, похерено, мало кто уважает друг друга, каждый сам за себя в сложной ситуации. Причем это не касается "дальнобоев" — там хоть какие-то дорожные рыцарские традиции еще остались. Могут и топливом поделиться, и на буксир взять…
А вот что рассказал корреспонденту "Правды.Ру" сотрудник вспомогательного подразделеня Центроспаса Вадим Сергеев:
— Мне довелось почти два дня проработать на расчистке снежных завалов в районе Торжка, который находится вблизи трассы М-10. Больше всего поразило то, что водители надеются только на помощь "извне" — реальной помощи от них спасатели видели мало.
Попросишь кого-нибудь "помощнее" выдернуть застрявшую в снегу и загородившую дорогу машину (иногда у нас своей техники не хватало), и слышишь в ответ: ага, я сейчас вам помогу, топлива кучу потрачу, а кто меня потом "дергать" будет? Как-то закончилось топливо у нашего снегоуборщика. Никто не дал ни литра горючего, даже за большие деньги.
Я бы не сказал, что все наши водители такие равнодушные, точнее, бездушные. Пусть на меня не обижается водительское сообщество, но именно на М-10 почему-то как раз такие встречались гораздо чаще, чем в других ситуациях.
Читайте также: Зима нечаянно нагрянет, когда ее совсем не...
Вспоминаю разбор завала после снежной лавины на горной трассе в Кабардино-Балкарии. У меня такое было впечатление, что буквально все без исключения водители буквально ринулись на помощь спасателям, в результате работа была сделана споро и быстро. Инспектор проверил трассу, разрешил движение, и все тронулись в путь, как говорится, "с чувством глубокого удовлетворения…".
Увы, кроме чувства глубокого разочарования, после работы на М-10 у меня мало что осталось. Матов от застрявших в пробке водителей пришлось услышать очень много. Как будто это спасатели или пожарные сыпали на их головы снег!
Вот такие мнения, так сказать, из первых уст. Только и остается добавить: хочешь изменить жизнь к лучшему — начни с себя!
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"