Автомобильные пробки остановят разговорами?

Можно ли решить проблему пробок, не прибегая к дорожному строительству и не ущемляя прав автолюбителей? Экономист Александр Долгин уверен, что да. Но при одном условии: если возникнет некий добровольный клуб, который объединит всех автомобилистов и убедит их играть по общим для всех правилам. Зачем же нужны такие организации и как их создавать?

Книга профессора и заведующего кафедрой "Прагматика культуры" Высшей школы экономики Александра Долгина называется "Как нам стать договоропригодными". Уже из названия понятно, что с этой договоропригодностью в нашем обществе дела обстоят как-то не очень. Все попытки граждан создать некие общественные организации, которые тем или иным образом регулировали бы их жизнь, терпят крах. А все потому, что люди не могут между собой четко договориться.

Поначалу с этим хочется поспорить. Почему это мы недоговороспособные? Да у нас полно всяких там общественных организаций, которые ставят вполне конкретные задачи и успешно их реализуют. Те же благотворительные и волонтерские организации, не говоря уж о клубах охотников и рыболовов и прочих футбольных фанатов. Но если копнуть глубже, понимаешь, что все перечисленные формы деятельности — своего рода кружки по интересам. Даже благотворительные организации создаются не в последнюю очередь по причине утилизации свободного времени, хотя и имеют высокие и благородные цели.

Вот чтобы с удовольствием и интересом провести время, люди объединяются без проблем. Сложности возникают, когда надо решить некую задачу во имя общественного блага. Александр Долгин убедительно описывает это на примере "последнего километра" — когда жителям поселка возле трассы надо провести за собственный счет несколько километров дороги к своим домам. Договориться об этом бывает крайне сложно. А все потому, что участники, как правило, видят только два варианта: или платить всем одинаково, или не платить вообще.

Александр Долгин объясняет, что есть и третий путь — точно рассчитать конкретную выгоду каждого участника и ввести дифференцированную плату. Вообще он подходит к методике создания подобных гражданских форм активности (автор предпочитает называть их "клубами") как к некой технологии, которой надо просто научиться. И тогда многие общественные проблемы окажутся на удивление легко решаемыми.

Читайте также: Рублем по пробкам: платная парковка

"Когда мы наблюдаем со стороны за неким успешным проектом, мы часто не задумываемся, какая сложная кухня скрыта у него внутри. Можно восхищаться, например, тем, что в Америке очень устойчивые браки. Но при этом надо учитывать, что там принято примерно 900 законов, которые делают невыгодным и усложняют развод", — привел пример Александр Долгин на круглом столе по поводу выхода книги.

Для тех, кто уверен, что государство само в состоянии решать все возникающие проблемы без какого-либо участия общества, автор приводит вполне убедительный довод — рецепт избавления от проблемы пробок. Неподготовленный человек в данном случае просто разведет руками: а при чем здесь обычный горожанин, если это задача городских властей — строить новые дороги. Дорожное строительство, конечно, необходимо, но его возможности не безграничны. Помимо того, что это долго и дорого, это еще и не всегда эффективно. Как только новая дорога появляется, через некоторое время она также заполняется транспортом, как и все остальные. Просто потому, что собственный автомобиль уже давно не роскошь и доступен почти каждому.

К тому же строить новые дороги в плотно заселенных районах — значит, наталкиваться на упорное сопротивление местных жителей. Как известно, все хотят ездить без пробок, но никто не хочет иметь многополосную трассу у себя под окнами.

Александр Долгин уверен, что решить проблему пробок вполне реально с помощью клуба автомобилистов. На самом деле по этому признаку — наличие машины — граждане объединяются очень легко. Всевозможные автомобильные общественные союзы то и дело мелькают в сводках новостей. То они спасают конкретного водителя от неправомерных действий ГИБДД, то шугают "синие ведерки".

Все это, конечно, замечательно, но как-то слишком мелко. Другое дело — глобальная проблема пробок. Тут Александр Долгин не изобретает велосипед и предлагает ввести платный проезд, что позволит отсечь неплатежеспособных. Но не навсегда, а в определенное время суток. Проезд в час пик должен стоить дороже, как и проезд в определенные городские зоны.

Читайте также: Платные дороги как палки в колеса

"При введении платы люди, ценящие время меньше, чем деньги, сократят количество поездок, передвинут их на дешевые интервалы суток, пересядут на общественный транспорт", — считает автор. То есть суть предложения — в неодинаковой стоимости времени для разных категорий граждан: руководителей, наемных работников, бизнесменов и домохозяек. И те, кому "больше надо", соответственно больше за него и заплатятАлександр Долгин даже предлагает ввести квоты на проезд — в виде определенного количества часов в день, которые водители смогут продавать и покупать (по аналогии с квотами на промышленные выбросы). Если предоставить квоты еще и пешеходам, тогда вообще начнется всеобщая идиллия на дорогах.

Автор не вдается в технические нюансы осуществления такого рода идей, полагая, что это вполне по силам специалистам. Его ноу-хау в другом. Поскольку городские власти никогда не пойдут на подобные меры — из-за боязни стать непопулярными, а значит, не избираемыми, вся надежда на общественные организации.

"Именно в таких ситуациях в дело должна вступить третья сила — в данном случае Союз автомобилистов. Его прямая обязанность — побудить своих членов принять налоги как должное и отвечающее коллективным интересам", — пишет автор. В общем, дело за малым — обязать каждого при покупке машины вступать в автомобильный клуб и подчиняться его правилам. Случится это, видимо, тогда, когда идеи Александра Долгина разделит и вся остальная часть общества.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"