Автомобильная общественность встревожена: СМИ переполнены публикациями о том, что со следующего года полисы ОСАГО подорожают практически на треть. В случае принятия поправок базовая цена полиса составит примерно две с половиной тысячи рублей! Мало было неподъемных тарифов ЖКХ, теперь к ним подключились страховые компании. Ситуацию комментируют "Правде.Ру" известные в автомобильных делах эксперты.
Как пишут многочисленные СМИ, лимит на починку машин вроде бы будет поднят со 120 до 400 тысяч рублей, а предел компенсации вреда жизни и здоровью граждан будет увеличен со 160 до 500 тысяч рублей. Страховые компании уверяют, что из-за этого и только из-за этого и вырастут тарифы на полисы ОСАГО (базовый тариф которого сейчас составляет 1980 рублей). Кажется логичным, что если выплаты за ремонт будут больше, то и собирать с нас взносов придется побольше.
Читайте также: Покупатели КАСКО оплатят все угоны
Возможность роста тарифов ОСАГО связана с законопроектом, подготовленным Минфином России и содержащим ряд важных поправок в закон об ОСАГО. А понять некоторые "тайны" страхового дела, связанного с автомобилизмом, действительно порой очень трудно. Если не невозможно!
Смотрите, в чем дело. По закону страховые компании должны возвращать 77 процентов собранных средств в виде выплат, однако на деле автомобилисты получают, по разным данным, не более 60 процентов. Образуется, говоря бухгалтерским языком, солидная "дельта", то есть разница между положенным и реальным. А куда она девается?
Скептики, которые уже вовсю критикуют исходящую от страховых компаний инициативу об увеличении выплат по ОСАГО, скромненько подсчитали: да как раз этой самой пропавшей "дельты" и хватило бы, чтобы поднять лимиты выплат по ОСАГО до вышеуказанных величин! И вроде бы повышать стоимость полиса и не надо вовсе. Или все-таки надо?
Кстати, не так давно на рассмотрение Госдумы был вынесен еще один законопроект, согласно которому стоимость полиса вырастет десятикратно для водителей, грубо нарушающих ПДД. Особенно это касается пунктов, за которые грозит лишение прав, а также проезд на красный свет и превышение скорости более чем на 30 километров в час. Вот с этим законопроектом, между прочим, почти никто и не спорит.
Читайте также: ОСАГО "разобьет" старые автомобили
Чтобы выяснить истину, которая, как всегда, где-то посередине, мы опросили несколько авторитетных экспертов по автомобильной тематике. Вопрос к ним был, собственно, один: "В ближайшее время депутаты Госдумы приступят к рассмотрению законопроекта, благодаря которому уже с первого января 2013 года стоимость полиса ОСАГО может вырасти на треть, что вы думаете по этому поводу?".
Вот как прокомментировал ситуацию "Правде.Ру" заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Александрович Моржаретто:
"Извините, тут у каждого своя правда. Так вот моя правда такова: для людей главное, чтобы полис ОСАГО был доступен всем автолюбителям. Это зависит и от простоты его получения, и от его цены. Страховщики говорят, что они не рентабельны. Но на самом деле никакого серьезного документального подтверждения того, что они терпят убытки, пока нет! Во всяком случае крупные компании наверняка в накладе не остаются. Хотя мелкие какие-то компании, конечно, бывает, что и банкротятся.
Тут вопрос такой: нужно ли нам множество мелких, зачастую не вполне конкурентоспособных страховых компаний или же всю ситуацию могут вытянуть те, кто покрупнее и понадежнее? Вообще мне кажется, что Дума наша, конечно же, в этой ситуации пойдет на сто процентов на поводу у страховщиков.
Мнения автолюбителей, на мой взгляд, в любом случае учтены скорее всего не будут. Это вопрос спорный, надо еще, конечно, подискутировать. Но нам говорят: просто надо именно так, а не иначе! Дума как вы понимаете, нашего с вами мнения не спросит. Как весьма часто и бывает…".
Читайте также: Народный эпос: сага об ОСАГО
А вот как считает известнейший журналист, член Союза писателей России, участник нескольких кругосветных автопробегов Юрий Васильевич Гейко, побеседовавший с корреспондентом "Правды.Ру":
"Неплохо бы до того, как стоимость полиса будет поднята, сделать прозрачной вообще всю схему ОСАГО! Ну, например, у меня есть информация, что в прошлом году (кстати, это официальные данные российского союза автостраховщиков), основные компании заключили почти 40 миллионов договоров по ОСАГО на сумму 10,6 миллиарда рублей, а выплатили всего 56 миллионов.
Причем выплаты за вред здоровью пострадавших пешеходов составили всего 0,15 процента от суммарных выплат. То есть если учесть что, например, на дорогах уже погибло 8822 пешехода, выплаты получили чуть больше четверти их родственников, в среднем по 23000 рублей. Хотя, как известно, максимальная сумма компенсации при ДТП со смертельным исходом составляет 160 тысяч рублей. Где остальное?
Пока общественности не будет ясно, где остальные деньги, а это десятки миллиардов, за процесс повышения стоимости ОСАГО браться не стоит. Неужели они все потрачены на содержание аппарата страховых компаний? Вот до тех самых пор, пока это не станет прозрачным, я бы как автомобилист и как любой нормальный (синоним — честный) чиновник голосовал бы против повышения стоимости ОСАГО…".
Читайте также: Ценам на жизнь радуются продавцы ОСАГО
Мнение почетного автомобилиста России, кандидата технических наук, доцента Зиновия Архиповича Менца, с которым корреспондент "Правды.Ру" пообщался по телефону, хотя и во многом и совпадает с мнением Юрия Гейко, но вообще показалось ну очень уж резким:
"Никаких повышений стоимости ОСАГО! Никаких "льгот" и "добровольных взносов" страховым компаниям! Эти, так сказать, "лозунги" и есть мое личное мнение. Этот законопроект "продавливают" в Думе лоббисты страховых компаний. По моим только весьма приблизительным подсчетам (хотя, может, быть, я не обладаю документальной информацией в полной мере, многое скрывается за семью печатями!), сверхприбыль только крупнейших страховых компаний, которые занимаются ОСАГО, составляет до 70 миллиардов рублей в год!
В целом я уважаю депутатов Думы, но все-таки с недоверием отношусь к идее очередного повышения стоимости полиса. Ведь из этих миллиардов можно "сварганить" неплохую мзду для очень многих депутатов, которые по должности пролоббировать любой вопрос.
Давайте в том вопросе вернем уже забытое в "новые" времена перестроечное слово "гласность", давайте сначала дадим счетной палате или кому-то еще, не менее компетентному, досконально проверить страховые компании, в первую очередь!
Если все будет нормально — ну что ж, пусть стоимость ОСАГО повышается, хоть это и несколько накладно для карманов простых автолюбителей. Но если есть нарушения — да о каком тогда вообще повышении стоимости обязательного автомобильного страхового полиса может вообще идти речь?".
Читайте самое интересное в разделе "Общество"