Рублем по пробкам: платная парковка

В скором времени на Петровке и в Каретном ряду станет меньше автомобилей. Именно эти улицы Москвы (и все прилегающие к ним переулки) выбраны в качестве первой городской территории платной парковки. Новые правила для водителей начали действовать 1 ноября.

Если проект окажется удачным, в центре столицы будут появляться новые платные парковочные зоны. Организаторы проекта, в числе которых Общероссийское общественное "Движение автомобилистов России" и Межрегиональное общественное движение "Союз пешеходов", полагают, что финансовые меры – единственный результативный способ избавиться от вечных пробок. Как на Садовом кольце, так и в других частях города. А еще – единственный шанс освободить территории старых московских двориков и исторических улиц и вернуть жителям возможность выходить из дома в любое время суток. А не только вечером и в выходные, когда пробки временно исчезают, а скверы, тротуары и детские площадки отдыхают от навязанной им роли паркингов.

Читайте также: Московский паркинг в хвосте мира

Кстати, о паркингах. Многие автомобилисты уверены, что основная проблема московского движения – отсутствие современных парковочных комплексов. Городскому правительству надо в срочном порядке начать строить их во всех проблемных районах, считают они. Тогда проблема парковки во дворах, у подъездов и даже на пешеходных переходах решится сама собой. Правда, не уточняется, какие размеры приобретут пробки из желающих оставить средство передвижения в новых многоэтажных паркингах, выстроенных по новейшим технологиям и с учетом всех требований безопасности. Да-да, именно многоэтажных.

Существует серьезная опасность того, что новые парковки приведут к увеличению потоков машин, перемещающихся по столице. Чем больше будет паркингов, тем чаще москвичи и гости столицы станут использовать личный транспорт как основное средство передвижения. Несмотря на то, что пробки в центре города приобрели аномальные размеры, число тех, кто создает их, относительно невелико. На тысячу москвичей приходится 350 автомобилей. При этом 87% желающих добраться до центра столицы едут туда на общественном транспорте. В собственные автомашины садятся лишь 13% путешествующих в историческую часть Москвы.

Читайте также: Платные эстакады поборются с пробками

Если же начать массовое строительство паркингов, город заполнят небоскребы. Чтобы обеспечить комфортные условия всем жильцам 20-этажного дома, рядом с ним придется возвести 12-этажный парковочный комплекс. Рядом с 20-этажным зданием бизнес-центра – уже 30-этажную парковку. Для четырехподъездного жилого дома (опять же 20-этажного) потребуется целое футбольное поле – около 5 800 квадратных метров. Только в этих условиях каждый житель (или каждый сотрудник) сможет без затруднений разместить свой автомобиль.

"Москве нужно возвращать привлекательность. И пешеходные зоны", – считает председатель Межрегионального общественного движения "Союз пешеходов" Владимир Соколов. Наименее защищенных участников движения сегодня вытесняют даже с "зебр". Автомобили, припаркованные на пешеходных переходах или остановившиеся там во время пробки, вынуждают людей переходить дорогу не там, где установлено правилами, а в любом месте, где обнаружится хотя бы небольшое свободное пространство. Результат – рост числа ДТП с наездами на пешеходов (большая часть которых происходит как раз на "зебрах"). В качестве возможных (и очень вероятных) последствий – развитие событий по американскому сценарию. Когда по городу (или району) становится невозможно передвигаться пешком, люди начинают этот город покидать. США столкнулись с такой ситуацией в середине ХХ столетия – и, как многие страны мира, разрешили проблему путем отказа от бесплатной парковки. Москва перешла критическую границу автомобилизации (350-400 единиц личного транспорта на тысячу человек) на рубеже ХХ и ХХI веков – и до настоящего времени не разрешила проблему. Бездействие – не выход из ситуации. Число паркующихся в историческом центре автомашин увеличивается с каждым годом. В 2000 году здесь "временно размещалось" не более 72,9 тысяч автомобилей в день. В 2012 году цифра достигла 165 тысяч. А если измерить ежедневную пробку на Садовом кольце (по состоянию на 9-10 часов утра или 6 часов вечера), предположив, что все автомобили могут выстроиться в одну колонну – длина этой шеренги достигнет 600 километров. Сравните с "диаметрами" Москвы или даже Московской области.

"Необходимо ограничивать количество автомобилей, паркующихся в пределах Садового кольца и в радиусе одного-двух километров от него, другого пути нет. К сожалению, не обойтись без ужесточения наказаний водителей за нарушение правил парковки. И, конечно, необходимо строительство перехватывающих парковок и стимулирование их использования. По-другому Москву не разгрузить", – констатирует Владимир Соколов.

Читайте также: Апартеид по-московски: не жителям не въезжать!

Не разгрузить. Если рассматривать проблему пробок на главных магистралях и парковки перед подъездами исключительно с точки зрения дорог. Малая пропускная способность, недостаточное количество развязок… Все эти факторы важны, но не имеют никакого отношения к первоисточнику. В не столь далеком прошлом Москва последовала примеру европейских и американских мегаполисов – и стала делить свои районы на "спальные" и "рабочие". Тысячи и тысячи москвичей оказались вынуждены двигаться в одно и то же время по одним и тем же маршрутам. "Неожиданно" появились "часы пик" в метро и наземном транспорте. А вместе с ними – пробки, со временем ставшие такими привычными.

У торгово-офисного центра или у крупной фирмы останавливается значительно больше автомобилей, чем у жилого дома. Выдавливание жителей из центра привело не только к многокилометровым пробкам, но и к серьезным трудностям при парковке. Если московские районы перестанут делиться на "офисные" и "жилые", "часы пик" уйдут в прошлое. Как в метро, так и на земле. Но это – в перспективе. Здесь и сейчас придется регулировать потоки транспорта. Преимущественно личного.

"Плата за парковку – меры не фискальные, а регулировочные. Чтобы меньше ездили и было меньше пробок. Пока тариф составляет 50 рублей. В дальнейшем посмотрим на реакцию общественности – и в зависимости от этого уменьшим или увеличим сумму. Платить будет удобно – мы сделали все, чтобы водители избежали затруднений при парковке. Со всеми техническими подробностями можно ознакомиться на сайте Департамента транспорта Москвы", – сообщает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, член Общественной палаты РФ Михаил Блинкин.

Пока что единственной регулировочной мерой для автомобилистов остаются московские пробки…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"