Мистики: каббалист Иоганн Рейхлин

Знаменитый немецкий философ-гуманист, юрист и дипломат Иоганн Рейхлин жил и творил в XV веке. Главным его увлечением и страстью стало учение христианской каббалы. Рейхлин был убежден, что различные религии, каждая по-своему, выражает единую Божественную и космическую истину. За такое вольнодумство мистика едва не сожгли на костре инквизиции.

Иоганнес Ройхлин или Иоганн Райхлин (Johannes Reuchlin или Johann Reichlin), писавший свое имя на греческий манер — Kapnion, Capnio — более известен у нас в написании Иоанн Рейхлин. Немецкий философ-гуманист, юрист и дипломат, будучи не евреем, выучил иврит и изучал Каббалу. Христианская каббала Рейхлина стоит на точке зрения, что различные религии, каждая по-своему, выражает единую Божественную и космическую истину. Мистик Рейхлин установил "истинное написание имени Иисус" и, как следствие, уяснил высший смысл пришествия Христа. Книгами Рейхлина о каббале зачитывался Франц Кафка.

Рейхлин родился 29 января 1455 года "в девятом часу пополудни" в Пфорцхейме (Pforzheim) в семье управляющего монастырем Георга Рейхлина и его жены Элиссы Эринны Экк (Elissa Erinna Eck). Его родная сестра Елизавета, в замужестве Ройтер (Elisabeth Reuter), была, между прочим, бабушкой другого великого немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (Philipp Melanchthon).

После окончания начальной школы, в возрасте 15 лет Иоанн поступает в латинскую школу доминиканского монастыря св. Стефана в Пфорцхайме. В 1470 году в университете Фрайбурга Рейхлин приступает к изучению так называемого тривиума: грамматики, диалектики (философии) и риторики. Большая часть школьного времени приходилась на изучение грамматики. Начинали с чтения басен Эзопа и сборника нравственных изречений, приписываемых Катону Старшему. Через три года Иоанн поступает воспитателем одного из сыновей баденского маркграфа Фридриха Баденского, а затем для продолжения учебы уезжает в Париж.

Читайте также: Мистики: последний герметист Средневековья

Как тут не вспомнить песню Тухманова на стихи вагантов: "Во французской стороне, на чужой планете, предстоит учиться мне в университете". Почему именно Париж? В Средневековье считалось, что "для науки достаточно одного места — Парижа" (studio unus videlicet Parisium sufficit). Младшие учителя тогда набирались из старших учеников; обучая других они учились у ректора, будучи по отношению к нему как подмастерья к цеховому мастеру. Во французской столице Рейхлиг становится учеником теолога Иоганнеса Хайнлина фон Штайна (Johannes Heynlin von Stein). В 1474 году alma mater Райхлина становится Базельский университет, где в 1477 году он получил степень доктора философии. В Средневековье она называлась Magister artium — "доктор свободных искусств". Не нужно думать, будто бы все поступившие в университет выходили из его стен со званиями. Большинство, как приходили простыми студентами, так и уходили.

В Базеле выходит из печати первоеегосочинение,написанное,какиположенодляученогосочинения,налатинскомязыке.В26летРейхлин — лиценциат права, ученая степень полученная им уже в Пуатье. В Штутгарте он занял должность асессора верховного суда и прокурора доминиканского ордена для Германии. Рейхлин часто исполнял различные дипломатические поручения. Среди его друзей был знаменитый Эразм Роттердамский, который в отличие от Рейхлина не высоко ставил каббалу.

Учение христианской каббалы займет центральное место в жизни Рейхлина. Во время пребывания Рейхлина в Линце при дворе императора Священной римской империи Фридриха III Габсбурга, последний возвел ученого в потомственное дворянство и дал ему почетную должность придворного пфальцграфа. В Линце Рейхлин познакомился с лейб-медиком императора и образованным иудеем Якобом бен Ехилем Лоансом (Jakob ben Jehiel Loans), который в 1492 году давал ему уроки древнееврейского языка. Однажды Рейхлин выскажется, что "Бог сообщил свои тайны людям на древнееврейском языке".

15 августа 1509 года император Максимилиан I приказал сжечь все книги на древнееврейском. Когда с вопросом, стоит ли сжечь их, а оставить евреям только Библию, обратились к Рейхлину, тот ответил отрицательно. Великий инквизитор Майнца потребовал, чтобы Рейхлин предстал перед судом инквизиции, но в защиту гуманиста выступили 53 города Швабии. В знак благодарности раввины Пфорцхайма подарили Рейхлину старинные книги, которыми он позже воспользуется для написания книги о синтезе каббалистических вычислений и пифагорейства — De arte cabbalistica ("О каббалистическом искусстве").

Читайте также: Мистики: социалист с "космическим" уклоном

Этот труд, написанный в форме диалога между пифагорейцем и мусульманином, ученый посвятит папе Льву Х. В ней Рейхлин цитирует и комментирует некоторые из каббалистических положений итальянского мыслителя эпохи Возрождения Пико делла Мирандола. Однако дает множество сведений для практикующих каббалистов, о которых Пико даже не упоминает.

"Например, о том, что к ангелам, которые безголосы, лучше обращаться при помощи signacula memorativa (еврейских "мнемонических знаков"), нежели произносить их имена, — пишет английская исследовательница ренессансной культуры Фрэнсис Йейтс (Frances Yates). — Рейхлин много рассуждает о численно-буквенных выкладках, приводит множество имен ангелов, в том числе и те, которые входят в число семидесяти двух имен, образующих имя Бога (Вегуия, Иелиэль, Ситаэль, Элемия и т. д.). Кроме того, он дает инструкции, как вызывать наиболее "популярных" Рафаила, Гавриила и Михаила".

Автор говорит о "пятидесяти вратах мудрости", из которых Моисей и Соломон смогли отворить только сорок девять. Мистика, по выражению русского историка П. М. Бицилли, есть путь слияния человека с Богом и прозрения Бога в вещах зримого мира путем "непосредственного ощущения всеединства, полного слияния субъекта с конечным объектом познания, растворения познающего в познаваемом". Европейский мистик Рейхлин растворился в еврейском Боге.

Читайте самое актуальное в рубрике "Общество"