Не читайте американских газет

Николя Бонналь, рассуждая о современных СМИ, призывает к тому, чтобы не читать американских газет и не смотреть MTV, в которых, по его мнению, пропагандируются секс, глупость, культ смерти и интеллектуальный нигилизм. За истиной и смыслом нужно обращаться только к первоисточникам: к трудам философов, историков, социологов и выдающихся писателей.

Многие могут полагать, что насаждение политкорректности случилось не иначе, как вчера, иные считают, что в шестидесятые годы, другие ведут ее начало от римского договора или от 1945 года. И чтобы исправить эту ошибку, глубоко въевшуюся в наши лишенные памяти времена, ничто не будет таким полезным, как чтение Токвиля. Этот великий мыслитель, которого называют либеральным, объясняет нам, что в действительности наиболее основательными в своей нетерпимости и посредственности были демократические эпохи с их тиранией большинства и интеллектом, подведенным к общему знаменателю.

Подобно По, Толстому или Бодлеру, Токвиль предвидит типичную демократическую охоту на ведьм англо-саксонского характера и гробовое молчание непокорных:

В Америке большинство очерчивает собою невероятных размеров окружность вокруг мысли. Внутри пределов этой окружности писатель свободен; но горе ему, если он выйдет за эти пределы. И не то чтобы ему пришлось бояться сожжения на костре, но все же он подвергается всякого рода нападкам и каждодневным преследованиям. Политическая карьера перед ним закрыта: он оскорбил ту единственную власть, которая могла открыть для него такую карьеру. Ему отказано во всем, даже в славе.

Читайте также: Современному человеку нравится болеть

Я должен сказать, что в этом обществе надо хотеть любить славу. Обама? Анелька? Мадонна? Больше не существует преклонения, связанного со славой. Есть лишь пустая болтовня, исходящая из бесчисленного количества блогов. К слову, уже в те времена великий мыслитель узрел вред, наносимый несметным числом американских газет: "В политической науке Соединенных Штатов это стало аксиомой — единственное средство для нейтрализации эффекта, производимого газетами, — это увеличение числа газет". По мысли Токвиля, американская газета не продает идеи, она продает рекламу. Для него американский журналист — это человек вульгарный, малообразованный, который ограничивается нападками личного характера (смотрите главу о прессе)!

Журналисты в Соединенных Штатах занимают невысокое положение в обществе, следы образования у них едва улавливаются, а образ мыслей часто опускается до пошлости… В Америке совершенно в духе тамошних журналистов грубо, без всякого искусства и литературной отделки, набрасываться на страсти тех, к кому они обращаются; забывать о принципах, чтобы овладевать людьми и преследовать их в личной жизни, выставляя в полной наготе их слабости и грехи.

Токвиль словно посмотрел наше телевидение и посетил веб-страницы — очень важна сегодня для людей эта почти паническая необходимость воспевать сатанизм во всех его проявлениях с умственной пустотой и искажениями (поучительным будет посмотреть на содержание видеоигр, на современные фильмы для детей в 3D, передачи MTV и т. п.). Токвиль добавляет:

При абсолютной единоличной власти, при деспотизме, чтобы добраться до души, грубо бьют по телу; и душа, избегая этих ударов, славно возвышается над телом. Однако в демократических республиках тирания действует иначе, она не взирает на тело, а наступает прямиком на душу.

Токвиль напоминает читателю, что деспотические режимы, как в древности, так и в наше время, включая пример СССР, всегда покровительствовали культуре и писателям. Деспотизму необходимо защищать искусства, насаждать их и украшаться ими. Тоже нам скажет Руссо в своей знаменитой речи, и именно поэтому он советует нам повернуться к культуре спиной. И мы его хорошо послушали! Начиная с 60-х годов мы сделали абсолютно все, что в наших силах, чтобы по обе стороны Атлантики совершенно уничтожить человечество и поставить на высшую ступень секс, глупость, культ смерти и интеллектуальный нигилизм.

Далее Токвиль пишет в тоне еще более вызывающем, намекая, что авторитарные режимы терпимы ко многим видам критики, в отличие от наших современных режимов.

Ла-Брюйер жил во дворце Людовика XIV пока сочинял главу, посвященную великим мира сего, а Мольер критиковал Двор в пьесах, которые затем представлял взору придворных.

И это правда — мы можем тут добавить Августа, испанских королей во времена расцвета их государства, мелких тиранов эпохи Возрождения, Людовика XV или царя Николая, который весело смеялся на представлении гоголевского "Ревизора" ("моей империи досталось по заслугам!"). И Токвиль отмечает, что наше такое уж совершенное общество (как то писал и Дебор) не выносит критики — ни о Европе, ни о Ливии, ни о выставке в Версале… потому что большинство живет в состоянии самообожания.

Но власти, которые господствуют в Соединенных Штатах, не выносят, когда с ними играют или шутят. Самый маленький упрек ранит их, наименьшая пикантная правда их пугает; а затем еще нужно возносить хвалу формам их красноречия и их самым солидным достоинствам. И никакой писатель, какая бы за ним не укрепилась слава, не может избежать обязанности воскурять фимиам этим своим согражданам. И лишь благодаря иноземцам или опытности до ушей американцев можно донести крупицу истины.

Как говорит Умберто Эко, в ХХI век мы вошли пятясь и озираясь на пролетаризацию и исчезновение свобод во всех областях человеческой жизни, и все это — во имя демократии и прав человека. Но чтобы приспособится к жутким временам, надо чтобы и люди были на уровне! Этого мы тоже достигли: люди приспособились к собственному культурному ничтожеству в постдемократической эре, которую мы пересекаем.

Читайте также: Западная культура как оружие уничтожения

Инквизиция никогда не была в силах воспрепятствовать распространению громадного числа антирелигиозных книг, которые были в обращении в Испании. В Соединенных Штатах господство большинства сделало лучше — оно устранило даже саму возможность опубликовать о нем хоть одно мнение.

Вернемся, однако, к описанному выше наблюдению Токвиля: демократия, или известная нам конечная система, вначале нападает на душу, не имея больше необходимости бить по телу. И именно так эта система хочет наполнить ад, конечно же, больше в него не веря!

И короткий вывод, приспособленный к духу времени: каждый раз, когда я перечитываю Токвиля, я прихожу в изумление от того, что он написал, и что мы с этим сделали. Нужно читать только первоисточники, потому что комментаторы общественных наук по приказу и общему согласию все, как могли, осквернили.

Читайте самое актуальное в рубрике "Общество"