Департамент по делам иностранцев Норвегии обязал русскую жену вернуться к норвежскому мужу, несмотря на его угрозы распилить ее бензопилой. В случае несогласия россиянке грозит депортация. По местным законам жены-эмигрантки обязаны прожить три года с мужем-норвежцем. Половина прошений о досрочном расторжении брака из-за угрозы насилия отвергается.
Жительница Петербурга вышла замуж за гражданина Норвегии прошлым летом. Как она рассказала норвежскому порталу bt. no, их брак с самого начала был "турбулентным" — постоянные конфликты и угрозы стали обычным делом. Но пик наступил в нынешнем апреле. Женщина сидела перед экраном компьютера, общаясь по скайпу с дочерью и внуком, оставшимися в Питере. Как вдруг в комнату ворвался разъяренный пьяный муж с бензопилой наперевес. Он начал крушить мебель, а потом пообещал проделать то же самое с женой.
"Я думала, что он разрежет меня на куски", — с ужасом вспоминает женщина. Ее дочь также пережила настоящий шок. По ее словам, она услышала крик, шум, потом экран погас. "Я боялась, что моя мать убита", — рассказала она норвежскому журналисту.
После пережитого россиянка ушла из дома мужа и подала на развод. Все эти месяцы она жила в кризисном центре Бергена для женщин, пострадавших от насилия. Выучила норвежский язык и даже смогла найти работу. Появилась уверенность, что она сможет прожить здесь и одна. Но для этого ей надо было получить разрешение на развод от департамента по делам иностранцев.
Читайте также: У Завгородней хотят отнять детей навсегда
Дело в том, что по норвежскому закону жена-эмигрантка обязана прожить с мужем три года, чтобы получить право на вид на жительство. И обмануть местные законы с помощью фиктивных браков вряд ли удастся — контроль очень строгий. Для подтверждения брачных отношений будут опрошены все соседи и другие возможные свидетели.
Правда, в законе есть пункт о досрочном расторжении брака — в случае насилия со стороны партнера. Это было сделано для того, чтобы иностранные граждане не были вынуждены сносить любые издевательства только ради того, чтобы остаться в Норвегии. Но вот вопрос — что именно считать насилием, а значит, достаточным поводом для избавления от "рабства".
В случае с жительницей Петербурга департамент по делам иностранцев отказался признать насилием угрозу бензопилой и рекомендовал женщине вернуться к мужу. Иначе — депортация на родину. После того, как в 2010 году был принят закон о досрочном расторжении брака с иностранцем, в департамент обратились 292 женщины с аналогичными ситуациями. Их национальный состав вполне отражает вкусы норвежских мужчин: Таиланд, Россия, Украина, Бразилия. Но в 46 процентов случаев был дан отказ.
Адвокаты этих женщин уверены, что в данном случае норвежское законодательство слишком мягко трактует понятие насилия по отношению к женам-иностранкам. Для самих норвежцев эти нормы гораздо более жесткие. Впрочем, представитель департамента по делам иностранцев считает, что угроза бензопилой не является достаточным основанием, чтобы позволить женщине расстаться с мужем и претендовать на вид на жительство. Должен произойти ряд эпизодов, свидетельствующих о моральном или физическом насилии, заявляет чиновник. На вопрос журналиста, сколько именно таких эпизодов требуется, он затруднился ответить, сказав, что все индивидуально.
Читайте также: Посол Финляндии: семьи разбивают ради детей
То есть пока не произошло убийство, беспокоиться не о чем. А вот когда оно случится, можно не сомневаться, что преступника тут же найдут и задержат. Как это и произошло в случае с Анной Медведевой из Мурманска, убитой своим бывшим мужем в Норвегии. Как утверждает ее подруга, мужчина тоже часто угрожал Анне, заявляя, "если ты пропадешь, никто не будет тебя искать". Ее адвокат также подтвердил, что женщина постоянно получала угрозы от отца своего ребенка.
Но суд, куда обратилась Анна Медведева, посчитал, что нет никаких оснований опасаться за ее жизнь. Так что никаких мер к со стороны полиции к агрессивному экс-супругу принято не было.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"