Активное обсуждение стратегии развития пенсионной системы, подготовленной правительством, показало, что документом недовольны все: и наемные работники, и крупный бизнес, и индивидуальные предприниматели. Авторы оправдываются тем, что трудно реформировать пенсии, не затрагивая ситуацию в экономике и демографии. Так может, не с того конца начали?
На общественных слушаниях в Высшей школе экономики ректор Ярослав Кузьминов заметил, что в стратегии отсутствует конкретика: например, нет формулы, по которой будет рассчитываться пенсия работника бюджетной сферы, крупной компании, частного предпринимателя. Ознакомившись со стратегией, по идее, каждый человек должен понимать, что ждет его на пенсии, примерив ее на себя. Например, в Сингапуре каждый житель ежемесячно отчисляет 20 процентов зарплаты в Центральный резервный фонд, столько же — его работодатель. Эта сумма не облагается налогами, на нее начисляются проценты. А когда гражданину исполняется 55 лет, он может забрать ее полностью. Все четко и ясно.
Читайте также: Пенсионерам приказано равняться на Швецию
На самом деле, определенная формула есть и в новой российской стратегии, и даже вполне красивая: 40-20-40-20. Чем-то напоминает пресловутые 90-60-90. Расшифровывается пенсионная формула так: если человек работает 40 лет и отчисляет при этом 20 процентов страховых взносов в Пенсионный фонд, то пенсию он будет получать в размере 40 процентов от средней зарплаты — но только 20 лет после окончания трудовой деятельности.
Народ чутко уловил в этой арифметике одну цифру — 40 лет трудового стажа, абсолютно правильно поняв, что она-то как раз и является самой главной и конкретной. А все остальное — от лукавого.
Действительно, возьмем цифру предполагаемой пенсии — 40 процентов от средней зарплаты. Которую правительство в лице Минтруда выставляет как главную цель стратегии и идеал, к которому они стремятся. Цифра взялась не с потолка — она зафиксирована в конвенции Международной организации труда. На самом деле, Россия к ней уже почти приблизилась: сегодня коэффициент замещения по стране составляет в среднем 36 процентов от средней российской зарплаты. Вы будет смеяться, но в Чечне он и вовсе 74 процентов — почти в два раза выше, чем в Швеции! Конечно, это не значит, что Чечня уже достигла уровня жизни Швеции, хотя, возможно, скоро так и будет. Просто зарплаты во многих регионах настолько низкие, что пенсия их влегкую догоняет.
Критики новой пенсионной реформы упрекают ее авторов в том, что независимо от размера заработка — 25 тысяч, 50 тысяч, 100 тысяч — все работники будут получать примерно одинаковую пенсию — 40 процентов от средней по стране, а она сегодня составляет 22,9 тысячи рублей. Авторы обижаются, заявляя, что этот не так, и при расчете пенсии будет учитываться зарплата работника за каждый год.
Однако из стратегии этого вовсе не следует. Там черным по белому написано, что ее задачей является обеспечение коэффициента замещения до 40 процентов при нормативном страховом стаже и средней зарплате. А дальше поясняется, что в настоящее время количество наших граждан, получающих среднюю заработную плату и ниже, более 70 процентов. То есть для них новая пенсионная формула будет абсолютно справедлива. А тем, у кого зарплата выше, появится возможность формировать пенсионные права через корпоративные и добровольные системы, за которые государство ответственности не несет.
В итоге получается, что государство навешивает на работника дополнительные обязательства — работать 40 лет, но при этом вовсе не гарантирует существенного увеличения пенсии. Впрочем, авторы проговариваются, заявляя, что средний размер трудовой пенсии по старости должен быть не ниже двух-трех прожиточных минимумов пенсионера. Как говорится, вопросов нет.
И наконец, пока совершено не прояснен ключевой, по мнению Ярослава Кузьминова, момент — о гарантиях сохранности пенсионных отчислений и их доходности. Действительно, даже если поверить авторам стратегии, что будет учитываться зарплата работника за каждый год, непонятно, как эти цифры потом будут сводиться воедино. Ясно же, что за 40 лет может много чего произойти — и инфляции, и деноминация, и денежная реформа. И как тогда рассчитывать пенсии?
"Мы сейчас прячем голову в песок. Надо признать, что не удастся отделаться минимальными бюджетными расходами при реформировании пенсионной системы", — заявил Ярослав Кузьминов. По расчетам Высшей школы экономики, требуется 1-1,5 процента ВВП на обеспечение государственных гарантий пенсионных средств. "Государство должно доказать, что эти деньги не сгорят, не пропадут. Также нужно разрешить вложения в высокодоходные активы и предусмотреть компенсацию в случае возможных потерь хотя в размере 20 процентов", — уверен Кузьминов.
Цифра "20", которым обозначен период нахождения на пенсии, также вызывает вопросы. А что будет с теми, кто переживет этот срок? Авторы стратегии подчеркивают, что выплата пенсий носит бессрочный характер, но не поясняют, останется ли она на том же уровне по истечении 20-ти лет "счастливой пенсионной старости".
Не удается отделать от мысли, что авторы реформы в тайне рассчитывают на то, что многие до получения "большой" пенсии просто не доживут. Действительно, средняя продолжительность жизни в России и увеличилась на три года за последние несколько лет, она по-прежнему невелика. Мужчины в среднем живут 64,3 года, женщины — 74,1. С учетом необходимых 40 лет стажа отдохнуть на пенсии те же запланированные 20 лет удастся немногим.
Но авторы логично объясняют, что все претензии по поводу демографии, а также экономики, значительная часть которой по-прежнему находится в теневом секторе, а значит, не приносит взносов в пенсионную систему, не к ним. Им, мол, поставлена задача, добиться пресловутого коэффициента замещения в 40 процентов. Вот они и объяснили, как это можно сделать.
Читайте также: Тарифы ЖКХ: экономь, или проиграешь
Но, похоже, вся столь красиво выстроенная конструкция — 40-20-40-20 — грозит обрушиться. Во вторник, 16 октября Владимир Путин попросил вице-премьера Ольгу Голодец убрать из стратегии 40 лет трудового стажа, заменив цифру на 35. А это значит, что страховые выплаты в пенсионный фонд также должны быть изменены — скорее всего, они возрастут до 25 процентов. Что вызовет, опять-таки, серьезное недовольство.
В общем, похоже, все придется начинать сначала. И желательно с учетом реального положения дел в экономике и демографии.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"