Собственный корреспондент ИТАР-ТАСС в Японии сообщает: "Более 66 процентов японцев признались, что из-за постоянного использования компьютеров и мобильных телефонов разучились правильно писать иероглифы. В исследовании Управления культуры Японии, опубликованном в печати, отмечается, что за десять лет этот показатель вырос сразу на 25 процентов". К сожалению, уровень грамотности стал проблемой и в нашей стране. За последние 20 лет в рейтинге грамотности ЮНЕСКО Россия упала с третьего места на… двадцать седьмое. В связи с этим поисковик "Яндекс", например, запустил новый сервис, который показывает основные ошибки, допускаемые при использовании поисковой системы.
По данным исследования ООН, проводимого среди стран-членов этой международной организации, на сегодняшний день Российская Федерация по уровню образованности населения занимает в мире 71-е место из 182. Печальная картина, учитывая какие успехи за короткий срок сделала страна, когда из Российской империи превратилась в СССР. В своей статье, написанной в 1916 году, министр просвещения П. Н. Игнатьев говорил о 56 процентах грамотных от всего населения России. Посол Франции в Санкт-Петербурге в годы Первой мировой войны Морис Палеолог в своих мемуарах отмечал, как в беседах с царскими дипломатами и генералами, убеждая их продолжать войну с Германией, ссылался на тот факт, что лучше пожертвовать тысячами безграмотных русских мужиков, бросая их в гибельные атаки, нежели сотнями образованных (!) французов, воюющих на Западном фронте.
Читайте также: Дмитрий Энтео: мы выполняем соцзаказ
Согласно переписи, проведенной на территории Советской России в 1920 году, умели читать 41,7 процента населения в возрасте от восьми лет и старше. Однако необходимо учитывать, что перепись 1920 года не была всеобщей и не охватила большую часть территории страны, где еще продолжала бушевать гражданская война.
Насколько высоким может быть качество обучения, когда за стенами школы полным ходом идет братоубийственный конфликт? Но после окончания Гражданской войны, власти всерьез озаботились проблемой обучения. Всего за десятилетие, 1920-1930 годы, в целом неграмотность на территории бывшей царской России была ликвидирована. В большинстве своем в ущерб качеству, когда грамотность самих культармейцев, несших культуру в массы, была на довольно невысоком уровне. Однако справились с первым препятствием — безграмотностью, далее следовало уделить внимание уже повышению качества образования.
И справились! Не без мер насильственного принуждения, вплоть до ареста и заключения под стражу людей, не желавших учиться. Потом уже пришло осознание, что лучше быть худым инженером, чем добрым работником. Появились иные стимулы для получения образования, тем более, высшего. Конечный результат оказался настолько превосходным, что теперь уже на Западе умники поскребли свои плеши. После запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли ЦРУ предоставило Белому дому доклад, в котором анализировались причины успехов "нищих и голодных" русских, за столь короткое время после жесточайшей войны сумевших обогнать передовые страны Европы и США в освоении космоса. Среди прочего аналитики разведки отмечали и существование в нашей стране такой передовой педагогической структуры, как "институт бабушек".
Под этим яйцеголовые специалисты имели в виду, в частности, няню Арину Родионовну, воспитавшую из дворянского барчука великого поэта России. Как это не покажется странным, но в официальном заключении американцев всерьез, черным по белому, было записано о положительном воздействии на умы подрастающего поколения опыта и знаний не столько школьных учителей и даже родителей, сколько бабушек и дедушек. Это была дань восхищения патриархальной культурой страны, где несколько поколений одной семьи живут вместе под одной крышей, а не разорваны на атомы, как это принято в "продвинутых" цивилизациях, где "человек человеку — волк". Сейчас Россия пошла торным путем "продвинутых" государств, теряя на этой дороге свои былые достижения.
А теперь — насколько виноват в проблеме безграмотности интернет и компьютеры? Всякое новшество воспринимается консерваторами в штыки — это не новость. Весь смысл в том, чем человек занимается во всемирной паутине и чего ждет от навороченной техники. Если только лишь просмотром фильмов и видео — можно развести руками, но даже переписка в социальной сети или пресловутых "Одноклассниках" худо-бедно подразумевает элементарное знакомство с азами орфографии. Лично автору этих строк знакомы люди, которые избегают прибегать к таким веб-ресурсам, по причине собственной безграмотности. "Стыдно!" — говорят они.
На памяти недавняя "языковая" стычка между Ксюшей Собчак и певицей Еленой Ваенгой. Звезда шансона, в отличие от блистательного ответа на собчачьи инсинуации певицы Валерии, имела глупость допустить ряд откровенных ошибок, непростительных даже в школе. Некий Шендерович по этому поводу даже выпустил фельетон, в котором обыгрывал скверное знание родного языка исполнительницей популярных песен. Печально не только незнание компьютерных программ, позволяющих устранять собственные недоработки, но и уровень грамотности исполнителя, пользующегося такой популярностью. На секунду вернемся в Японию.
Читайте также: Без агента: WinNER - профи, Sob - частникам
"Хуже всего с правописанием дела обстоят у японцев в возрасте от 40 до 50 лет — среди них в способности правильно написать иероглифы от руки не уверены 80 процентов. Подает надежду молодое поколение, ведь у них такой показатель равен 48 процентам; у людей старше 60 — 55 процентов. Все остальные возрастные группы показали примерно одинаковые результаты — около 75 процентов", — передает ИТАР-ТАСС. При этом нужно учесть, что в обязательный минимум иероглифов, которые японцы должны выучить за время обучения в школе и университете, входит 1945 знаков. Такой сложной задачи перед российскими учащимися не стоит.
Валить все на компьютер или интернет — дурная затея и неправильная. Для тех, кто привык жить по старинке, напомним, чем отличается нож в руках хирурга и преступника. Правильно, один и тот же инструмент в руках разных людей может выступать в различной роли — либо убивать, либо спасать. Благодаря интернету школьники самых удаленных окраин имеют возможность ознакомиться с таким массивом информации, который был бы им недоступен в любом другом случае. Даже при наличии замечательных библиотек и самых распрекрасных школьных учителей. Найдешь ли такое в российской глубинке? Некогда сосланные декабристы (образованные взрослые люди) преподавали в сибирских школах, а кто их заменит теперь? Выпускники вузов, которые не знают, как им побыстрее сбежать из медвежьего угла. Декабристов до сих пор с благодарностью вспоминают в тех краях. Им на смену пришел "вечный сиделец" — господин Интернет.