Парламентарии планируют внести изменения в правила поведения на дороге. В частности, в Правилах дорожного движения может появиться термин "Агрессивное вождение". Словосочетание возникло в недрах фракции ЛДПР. Авторы нового закона предлагают ввести административную ответственность за агрессивный стиль езды, столь любимый нашими соотечественниками.
Пока профильным комитетом Думы документ отвергнут: для его реализации термин "агрессивное вождение" необходимо закрепить в ПДД, а это может сделать только правительство РФ. Своя логика в этом есть: невозможно внести в Кодекс об административных правонарушениях ответственность за то, чего нет в ПДД, и поэтому профильный комитет считает нужным сперва интегрировать в правила само понятие.
Депутаты от ЛДПР разработали еще несколько инициатив, касающихся дорожного движения. Один из законопроектов предлагает "исключить ответственность за непредоставление преимущества в движении автомобилям без специальных цветографических схем с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и спецсигналом". Другой документ предполагает установить "административный штраф в размере от 1 до 1,5 тысячи рублей за выезд на трамвайные пути встречного движения при объезде препятствия без лишения водительских прав".
Читайте также: "Сухой закон" - только для велосипедистов
По сведениям статистики, приведенной в СМИ, самые аккуратные водители живут в Ростове-на-Дону, Белгороде и Ставрополе, а лидерами в рейтинге аварийности являются Москва и Подмосковье, Иркутск и Санкт-Петербург — здесь ДТП случаются чаще всего. На четвертой и пятой строчках стоят Пермь и Красноярск.
Согласно исследованию, москвичи попадают в аварии на 31 процент чаще, чем прочие россияне. Каждый водитель в столичном регионе становится участником ДТП и заявляет соответствующие убытки в страховую компанию в среднем один раз в 1,37 года. Однако такая ситуация была не всегда. Еще год назад Москва и Московская область занимали третью строчку со средним временным периодом в 1,2 года, а лидером по аварийным обращениям к страховщикам был Ижевск. Северная столица также поднялась за год на одну строчку с четвертого на третье место.
Помимо Белгорода, Ростова-на-Дону и Ставрополя, самые "аккуратные" водители обитают в городах Поволжья — Тольятти и Самаре. Их жители попадают в аварии в среднем один раз в 2,58 и 2,41 года соответственно. В целом, по оценкам страховщиков, за два года число аварий в России сократилось на 20 процентов.
В ходе опроса порядка 75 процентов водителей компактных машин признались, что часто ведут себя на дороге агрессивно, 46 процентов респондентов отметили, что кричат на соседних автомобилистов, а 23 процента не соблюдают дистанцию.
Казалось бы, при таких цифрах введение понятия агрессивной езды в ПДД — очевидная суровая необходимость. Однако профессиональные эксперты, занимающиеся дорожной тематикой, на эту возможность из-за неопределенности этого понятия смотрят скептически.
Но еще удивительнее, что эксперты, которых мы опросили по этому поводу, оказались совершенно единодушны! Вводить в ПДД термины вроде "агрессивное движение" совершенно нельзя — во всяком случае, пока. Время не пришло…
Конечно, не всех специалистов в этой отрасли — это невозможно сделать даже технически. Однако все до одного собеседники говорили почти одно и то же, только разными словами. Вот что сообщил "Правде.Ру" президент Ассоциации руководителей школ обучения водителей Северо-Запада, кандидат технических наук Семен Иосифович Лейбман:
"Ну как можно четко определить законодательно термин "агрессивная езда"? Допустим, дачник, древний дедушка на своей "Победе" едет по правой полосе двухполосного шоссе на привычной для него скорости в 40 километров в час. Естественно, ему сигналят, просят ехать быстрее, как минимум со скоростью потока, а он ни в какую. Его езда, в принципе, опасна? Ни уж никак не агрессивна!
Читайте также: Женщины-водители: спокойствие и адекватность
Водителям приходится идти на обгон дедушки — а ведь бывают обстоятельства, когда встречное движение куда активнее попутного. Это "агрессивная езда" или как? Ведь дедуля подвергает опасности вполне законопослушных граждан, которые не нарушают ПДД, но хотят (и совершенно закономерно!) ехать быстрее.
Кроме того, я совершеннейший реалист, и понимаю, что такая шапкозакидательная… простите, оговорился почтипо Фрейду… законодательная инициатива создаст благоприятную почву для коррупции для отдельных нерадивых сотрудников ГИБДД и может серьезно ударить по кошельку автовладельцев.
Короче, пусть меня ругают, но я искренне считаю, что эта инициатива депутатов — несусветная глупость, потому что невозможно дать четкое юридическое определение, что такое агрессивное вождение, в чем оно выражается, каковы его критерии. То есть, фактически это будет коррупционная статья для пополнения бюджета сотрудников ДПС. У нас любое размытое понятие, которое невозможно четко сформулировать, исключительно повод для того, чтобы сотрудник ГАИ занимался вымогательством.
Да при желании любое перекошенное лицо водителя уже можно расценивать как агрессивное вождение. В Европе такой критерий, может быть, даже очень четко прописан, но там в принципе нет риска, что кто-нибудь из полицейских будет его использовать в своих корыстных интересах!".
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков предложил ввести в ПДД термин "агрессивная вождение". Таким образом, он хоть как-то поддержал представителей фракции ЛДПР, законопроект которых находится на рассмотрении комитета. Депутаты предлагают ввести штраф для водителей до 5 тысяч рублей за агрессивную езду, в том числе частое перестроение с одной полосы на другую или несоблюдение дистанции с идущим впереди автомобилем с призывом уступить дорогу.
Между тем сам комитет не поддержал законопроект по формальной причине — термин "агрессивное вождение" должен быть закреплен в ПДД, но сделать это может только правительство. По мнению Лысакова, в ПДД можно "интегрировать этот термин", указав основные признаки агрессивного стиля вождения.
Читайте также: В авариях юных "пилотов" виноваты взрослые
Президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, которого часто цититруют сегодняшние СМИ, также считает, что идея отдельно прописать в ПДД признаки, отличающие агрессивную езду, из разряда абсолютно нереальных и невыполнимых. Вот одна из цитат:
"На сегодняшний момент у нас не могут добиться соблюдения правил дорожного движения даже в тех случаях, когда правила поведения водителя четко прописаны. А прописать агрессивное вождение очень-очень сложно. По моему мнению, необходимо в целом повышать уровень взаимного уважения и культуры поведения водителей на дорогах.
Мне кажется, что воспитание и культура вождения — она в умах и головах, и если для большинства людей будет правилом дорожного движения именно уважительное отношение друг к другу, то тогда, наверное, все будет хорошо".
А вот что говорит известный на Северо-Западе юрист, член Международной ассоциации адвокатов, доктор юридических наук Игорь Васильевич Шмидт:
"Как я вижу, коррупционную составляющую, то есть, как говорит наш президент Владимир Путин, "взяткоемкость", мы уже обсудили. Согласен с мыслями, высказанными предшественниками, полностью. Нет, я доверяю органам ГИБДД — у них трудная и зачастую неблагодарная работа, но все-таки не скоро наши дорожные службы отделаются от ярлыка "взяткоемкости".
Хотя это очень жаль. Подавляющее число сотрудников наших дорожно-патрульных служб — народ честный и уж никак не "взяткоемный" (можете посмеяться, кому захочется — за 21 год водительского стажа я не сталкивался с "такими" фактами). Может, потому, что езжу аккуратно и не "агрессивно".
Читайте также: Сохранит ли Россия доступный бензин?
Так вот: для того, чтобы поправки в ПДД работали реально, у нас еще недостаточно технических средств. В случае введения административной ответственности за "агрессивное вождение", если уж какая-то наимудрейшая юридическая голова решится эту формулировку расшифровать, гарантирую, что любой юрист (не из вредности это говорю, а справедливости для) обязательным условием потребует сделать предоставление инспектором ДПС видеодоказательств совершенного автомобилистом правонарушения.
Только в таком случае это нововведение может дать положительный эффект. Много ли видели хотя бы стандартных видеорегистраторов в машинах простых граждан в и служебном транспорте инспекторов ДПС?".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"