Как следует расценивать деятельность тех, кто называет себя историческими реконструкторами? Что это — хобби или профессия? Какую роль в современном обществе играет реконструкция исторических событий — это только лишь развлечение или что-то еще? В данной статье мы попытались ответить на эти и другие вопросы, связанные с исторической реконструкцией.
Почему-то принято считать, что историческая реконструкция — это достаточно недавнее хобби. Мол, первые клубы и сообщества людей, именуемых себя реконструкторами, стали возникать в Западной Европе и в США только лишь после Второй мировой войны. На самом деле это, конечно же, не так — корни данного увлечения уходят в глубину веков, а если точнее — то в античные времена. Хотя, конечно же, тогда это было вовсе не хобби, а скорее, профессия.
Впрочем, для того, чтобы углубиться в историю этого увлечения, прежде всего следует понять — а кто же такие исторические реконструкторы? Обычно так называют людей, которые пытаются точно воспроизвести быт, развлечения, сражения или материальную (впрочем, иногда и духовную) культуру какой-нибудь давно ушедшей эпохи. Их традиционно разделяют на бытовых и военных реконструкторов, хотя это деление условно — одни и те же люди могут заниматься обоими направлениями данной деятельности.
Так вот, если реконструктор — это человек, воссоздающий события прошлого, то следует признать, что исторической реконструкцией занимались еще… в Древнем Риме. Как мы помним, римляне чрезвычайно любили гладиаторские бои. Так вот, время от времени эти состязания принимали вид сражений прошлого. Например, одну группу гладиаторов одевали как солдат Александра Македонского, другую — как персов Дария III Кодомана, и после этого они разыгрывали какой-нибудь эпизод из битвы при Гавгамелах.
Читайте также: Суперхобби: танки в масштабе 1:1
При этом бойцы старались следовать исторической правде во всех мелочах — отряды маневрировали так же, как и войска, участвовавшие в этой битве, предводители отрядов называли себя именами македонских и персидских полководцев и т.п. Так что подобное действо вполне можно считать военной реконструкцией. От современных аналогов оно отличалось лишь тем, что во время этой битвы бойцы умирали по-настоящему.
Итак, следует признать, что сначала появилась военная реконструкция, которая функционировала как элемент шоу (ибо бои гладиаторов были скорее древнеримскими шоу, нежели спортивными состязаниями). Позже, в эпоху Средневековья, она уже перестала быть столь кровавой, однако все-таки сохранилась. Во время всевозможных праздников при дворах монархов и аристократии часто разыгрывались фрагменты из битв прошлого, например, те же эпизоды сражений Александра Македонского.
Позже, с XVII-XVIII веков, начали возникать клубы любителей старины, которые стали прообразами объединений современных реконструкторов. Например, в Англии очень популярным увлечением была стрельба из средневекового "длинного" лука. Секретарь великого немецкого поэта Гете Иоганн Петер Эккерман писал, что: "Там (то есть в Англии. — Ред.) из лука стреляют все, кому не лень. Даже в самом захудалом городишке имеется "общество лучников". Как немцы ходят на кегельбан, так они собираются в какой-нибудь харчевне — обычно это бывает уже под вечер — и стреляют из лука; я с превеликим удовольствием наблюдал за их упражнениями. Этовсебылирослыелюди,инатягиваятетиву,онипринималиудивительноживописныепозы".
Параллельно с этим развивалась и бытовая реконструкция, которая сначала была элементом городских карнавалов. Во время этих праздников участники не только одевались в костюмы ушедших эпох, но и старались воспроизводить танцы, игры и другие развлечения прошлого. А с начала XIX столетия в Европе распространилась мода на изготовление предметов старины, причем отнюдь не с коммерческой целью.
Пионерами этого движения следует считать двух шведов, Хенрика и Хьялмара Линги, которые, увлекаясь эпохой викингов, стремились точно воссоздавать не только оружие и доспехи этих бесстрашных воинов, но и домашнюю утварь той эпохи. Они ориентировались на сведения, полученные из скандинавских саг. Позже пример талантливых отца и сына вдохновил других любителей старины из Западной Европы, и изделия минувших эпох собственного изготовления на какое-то время стали чуть ли не обычным предметом интерьера.
В конце XIX века была сделана первая попытка провести реконструкцию на государственном уровне. Это произошло в Германии. По специальному распоряжению кайзеровского правительства, когда целые военные роты были выделены для того, чтобы заниматься восстановлением событий минувших эпох. Кто-то восстанавливал внешний вид и боевые приемы солдат Древнего Рима, кто-то — соперничавших с ними варваров, кто-то изображал рыцарей, ландскнехтов и т.п. Подобные реконструкции были уже не толькоэлементамишоутехвремен—ихучастникипомогалиисторикампроводитьнекоторыеисследования.Так,например,именнореконструкциябитвыприГрюневальдепомоглапрояснитьнекоторыезагадкиэтоговыдающегосясражения.
Пример немцев оказался заразительным — с этого момента многие клубы любителей старины в Европе и Америке получили государственную поддержку. И хотя бурная история XX столетия не раз прерывала деятельность реконструкторов, однако тогда, когда наступали мирные времена, они опять возвращались к своим занятиям. Постепенно это хобби для многих становилось чем-то вроде профессиональной деятельности. Так, например, именно реконструкторы стали основателями так называемых музеев под открытым небом. И на основе их деятельности возникла такая дисциплина, как живая история, находящаяся на пересечении таких сфер деятельности, как "экспериментальная археология" и "музейная педагогика".
Следует заметить, что живая история подразумевает воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период. Эта деятельность может проходить в форме организации "музея живой истории" или проведения "фестиваля живой истории", а также уроков "живой истории" в школах. При этом воссоздается буквально все, начиная от кроя и внешнего вида носимой одежды и заканчивая аутентичными рецептами кухни.
Подобныемероприятияинтереснынетолькосамимучастникам,ноизрителям,которыемогутвоочиюувидеть историюсвоей страны, представленную не на страницах энциклопедий или в музейных витринах, а в реальности. Так что сейчас в Европе существуют десятки подобных "музеев под открытым небом", где живут и трудятся люди в обстановке былых времен. А поскольку они привлекают туристов, то можно сказать, что их участники получают значительную прибыль от своего занятия.
Впрочем, такие мероприятия уже давно проводятся и в нашей стране. Вообще, история российских реконструкторов начинается с 70-х годов прошлого столетия, когда на базе некоторых военно-патриотических клубов (существовавших под покровительством ВЛКСМ) началось изучение и восстановление военных событий предыдущих эпох. Первыми военными реконструкторами в СССР были люди, которых интересовала война 1812 года. Причем, что самое интересное, сначала образовался клуб "солдат" наполеоновской армии, и уже потом — русской.
В 1989 году состоялось первое масштабное военно-историческое мероприятие — реконструкция Бородинского сражения, которое с этого времени проводится ежегодно. Однако сейчас это мероприятие хоть и считается самым популярным, оно уже не является единственным фестивалем отечественных реконструкторов. В каждом регионе есть свои клубы любителей старины, которые ежегодно проводят свои тематические фестивали: "Времена и эпохи", "Дикое поле", "Городецкое гульбище" и т.п. Можно сказать, что для многих реконструкторов это древнее хобби в какой-то мере стало опять профессией.
Так что же движет реконструкторами? Неужели просто желание развлечься и отдохнуть от серых будней таким экзотическим способом? Вряд ли только это — иначе они не занимались бы просветительской работой среди детей и взрослых, которая весьма нелегка и приносит мало доходов. Скорее всего, эти люди просто хотят воссоздать былое во всех деталях потому, что очень уж увлекаются историей и прошлое для них — это не просто выцветшие страницы запыленных книг, оно является живым. И, кстати, в такой форме его намного легче изучать.
Именно поэтому реконструкторы всегда тесно взаимодействуют с историками, причем это сотрудничество выгодно и тем, и другим. Историк может сообщить воссоздателю былых эпох сведения о деталях костюмов, оружия, утвари, а реконструктор помогает ученому понять такие важные вещи, как, например, сколько сил и времени нужно было затратить на изготовление меча или как долго воин мог махать им, не уставая при этом. Подобные сведения весьма ценны, ибо их нельзя найти в книгах, да и спросить-то уже не у кого.
Также реконструкторы любят взаимодействовать с режиссерами документальных и художественных фильмов на исторические темы. Они не только консультируют "киношников", но и с удовольствием снимаются в массовых сценах (например, в фильме "Александр. Невская битва" вся массовка состояла из реконструкторов). Таким образом режиссеры получают возможность создать живописный исторический фон без особых материальных затрат, а реконструкторы — бесплатно прорекламировать свою деятельность.
Читайте также: Суперхобби: бердинг — между наукой и спортом
Так что следует признать, что деятельность клубов любителей старины очень полезна и нужна для современного общества. Реконструкторы дают всем уникальную возможность прикоснуться к седой старине и ощутить себя свидетелем исторических событий, без детального знания которых невозможно никакое патриотическое воспитание…