Недавно в Московском городском психолого-педагогическом университете прошел круглый стол, посвященный проблеме выявления одаренных детей в нашей стране. Выяснилось, что в России такие дети существуют и их немало. Но общество не хочет признавать факт их существования. Участники встречи поделились мнениями о том, как искоренить данное заблуждение.
На данный момент нашей стране сложилась уникальная ситуация. Большинство тех, кто работает в сфере образования, признают, что Россия до сих пор является рассадником одаренных детей — их количество с каждым годом не уменьшается, а, наоборот, растет. И в то же время наше общество упорно не хочет признавать их существование — в частности, идея о том, что им нужны специальные условия для обучения, до сих пор вызывает шквал критики как обывателей, так и специалистов.
И это при том, что во всем мире — как в капиталистической Америке, так и в социалистическом Китае — талантливых детей выявляют и создают им специальные условия для самореализации. При этом никто не усматривает в данных действиях дискриминации "неодаренных" детей. Наоборот, было бы несправедливо учить ребенка со стандартными задатками как одаренного — это привело бы к его перегрузкам и стрессу.
Читайте также: Какие книги читают наши дети
В России же, видимо, до сих пор сильны позиции советской образовательной концепции, утверждавшей, что "неодаренных" детей нет (есть безграмотные учителя), и гением можно сделать любого. Практика уже давно показала, что это не так, однако инерция, свойственная любой системе образования (а это очень консервативная отрасль человеческой деятельности) дает о себе знать.
Это весьма печально, поскольку последствия такого подхода уже начинают сказываться, даже несмотря на то, что в нашей стране с 1996 года реализуется программа "Дети России" и ее подпрограмма "Одаренные дети", целью которой является создание на государственном уровне условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей. Но позитивных результатов, увы, немного, поскольку на местах вовсе не заинтересованы в выявлении юных талантов (ведь их существование до сих пор не признается!). Ответ энтузиастам всегда один: "Вам надо — вы и ищите". Словом, ситуация напоминает отношения князя Андрея Боголюбского и его бояр, которые на любую просьбу князя впадали в состояние "идучи, не идяху".
К чему же может привести подобное игнорирование одаренных детей? Именно с доклада на эту тему и начался круглый стол, посвященный проблеме выявления одаренных и высокомотивированных детей, что прошел 29 августа 2012 года в Московском городском психолого-педагогическом университете. Елена Колесникова из лаборатории мониторинговых исследований МГППУ рассказала о интересной работе, проделанной ей и ее коллегами. Они, опрашивая и анкетируя одаренных старшеклассников из специализированных школ и их родителей, пытались выяснить, с какой страной российские "вундеркинды" постараются связать свое будущее (то есть где они захотят жить и работать после завершения образования).
Результаты заставляют насторожиться: около трети опрошенных детей убеждены, что по окончании вузов им придется уехать за рубеж. Еще треть хоть и не уверены в этом, но считают, что такое вполне возможно. Что касается родителей, то тех, кто убежден в необходимости отъезда, насчитывается свыше 40 процентов, и примерно столько же считают, что отъезд их ребенка весьма и весьма вероятен.
Получается, что большинство одаренных детей считают, что в России им делать нечего. Когда же исследователи попытались выяснить причины такого взгляда на жизнь, то на первом месте оказались вовсе не вопросы материального плана (вроде того, что за границей платят больше), а устойчивое представление о том, что в России они не смогут реализовать свои таланты. То есть, с их точки зрения, в нашей стране вообще нет условий для нормального существования одаренных детей (а получается, что и взрослых).
Результаты этой работы не следует трактовать буквально, поскольку дети часто составляют свое мнение, исходя не из реального положения дел, а из сведений СМИ, интернета и сарафанного радио. Однако все равно следует признать, что ситуация весьма и весьма тревожная. Ведь на решение об отъезде часто влияет не реальная невозможность реализации, а убежденность ребенка в том что она невозможна. И переубедить его могут лишь конкретные меры по поддержке и мотивированию — а их как раз и нет.
Поэтому если мы и дальше будем медлить с решением данной проблемы, то придем к тому, что Россия вскоре превратится из родины гениев в их экспортера.
Есть ли выход из этой ситуации? Сотрудники Городского ресурсного центра одаренности МГППУ считают, что да. Нужно наконец начать выявлять этих самых одаренных детей и создавать условия для их развития. И, как рассказали руководитель ГРЦО Виктория Юркевич и его ведущий сотрудник Софья Белова, первые шаги будут предприняты уже в ближайшее время.
Докладчики поведали, что в конце сентября в 63-х московских школах пройдет тестирование, которое должно выявить одаренных и высокомотивированных детей. Причем участниками проекта будут не только специализированные, но и самые обычные школы, а также интернаты. В тестировании примут участие учащиеся одного класса из параллели, начиная с третьеклассников и заканчивая десятиклассниками.
Детям будут предъявлены два классических теста: тест Равена, предназначенный для дифференцировки лиц по уровню их интеллектуального развития, и тест Аврора, показывающий способности ребенка в самых различных сферах деятельности и дающий представление о его творческом потенциале. Виктория Юркевич, правда, сразу же оговорилась, что работа предстоит нелегкая, ибо для нашей страны подобное тестирование еще не стандартизировано. Так что все шероховатости придется сглаживать в процессе исследования.
Следует заметить, что данное тестирование будет проводиться на сугубо добровольной основе — школы не будут заставлять принимать участие в проекте. Кроме того, Виктория Юркевич подчеркнула, что из результатов тестирования ни в коем случае нельзя делать выводы о том, является ли учебное заведения хорошим или плохим. Проект призван лишь выявить одаренных детей в каждом конкретном учебном заведении и далее в соответствии с полученными результатами рекомендовать учителям методики по работе с ними.
Итоги тестирования будут анонимными, и информация о них будет сообщена только лишь тестируемым, их родителям и сотрудникам школы. Получить ее можно будет лишь после запроса в ГРЦО МГППУ. Кроме того, родители (или опекуны) должны будут дать письменное согласие на участие ребенка в проекте. Как видите, насильно никто никого одаренным быть не заставляет.
Читайте также: В телефонах школьников ищут "клубничку"
Сотрудники ГРЦО уверены, что подобные исследования необходимо регулярно проводить в нашей стране, и не только в Москве и крупных городах. Только так можно будет решить проблему создания условий для одаренных детей — ведь сначала нужно выяснить, сколько их и в какой области проявляются их способности. То есть, выражаясь научным языком, необходим постоянный мониторинг. Ну и, конечно же, нельзя допустить, что бы результаты тестирований остались лежать мертвым грузом — они должны использоваться при разработке конкретных методик.
Так что круглый стол завершился на весьма оптимистической ноте — работники образования сделают все, что бы в нашей стране талантливые дети имели возможность к самореализации. И хочется верить, что в результате наше общество все-таки признает то, что в России одаренные дети существуют. И подход к ним нужен особенный.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"