Кинематограф, как говорил автор детективов Франсис Рик, цитированный Ги Дебором, — это самая настоящая муштра. Зрители искренне верят в показанные образы и копируют их. И именно в этом смысле следует понимать значимость фильмов-катастроф, которые непрестанно нам показывают и которые огромные зрительские массы ходят смотреть и пересматривать.
Роду людскому нравиться быть поучаемым посредством страха. Взглянем на строки из Иезекииля (6:12):
Кто вдали, тот умрет от моровой язвы; а кто близко, тот падет от меча; а оставшийся и уцелевший умрет от голода; так совершу над ними гнев Мой.
Читайте также: "Синий" Ельцин: перформанс или вандализм?
Кинематограф катастроф относится, без исключения, ко всем эпохам (на память тут приходит культовая лента "Метрополис", которая в 1925 году предвозвестила нацизм), но особую культурную значимость такое кино обрело в 1973 с наступлением нефтяного кризиса. Уже в эту неспокойную эпоху мы обзавелись извержениями, адскими башнями, Кинг-Конгом (его версия 1975-го года ясно намекает на нефть; а если мы не найдем нефти, то будем показывать Кинг-Конга, вовлекая его в разрушительное шоу, по возможности — с участием двух башен Всемирного торгового центра), авиакатастрофами — короче говоря, уже в 1970-х годах мы получили краткую подготовку к тому, что со всеми нами должно коллективно случиться. Я говорю коллективно, потому что одной из задач фильмов-катастроф является подготовка нас с вами к глобализации.
Больше нет ни наций, ни границ, есть лишь глобальные проблемы. Например, атомная энергия: такие фильмы, как "Китайский синдром" (с Джейн Фонда) или "Силквуд" (с Мерил Стрип) ускорили нашу зависимость от нефти и деиндустриализацию Соединенных Штатов и Европы. Экологические звезды Голливуда всегда только то и делали, что слушались указки своих хозяев, выдавая нам ложь о так называемых угрозах.
Развитие кинематографа катастроф шло рука об руку с распространением фильмов ужасов: и снова в эту же благословенную эпоху 70-х (пересматривая в этом ключе "Мюнхен" Спилберга, я говорил себе, что имел несчастье видеть и проживать эту эпоху) мы получили "Экзоциста", написанного экспертом ЦРУ по психологическим войнам по имени Уильям Петер Блатти.
Этот фильм восстановил в правах настоящее сословие зла и подготовил моральное перевооружение в тон эпохе (взгляните на Джима Хекмана в качестве героического пастыря в "Посейдоне"); также можно сказать, что фильм этот, вне всяких сомнений, дьяволизировал детство, поощрил аборты и политику контроля рождаемости, которая стала навязчивой идеей в нашем обществе. Как-то воспевает "Зеленое солнце", в котором показан Нью-Йорк, доведенный до людоедства практически в наше время (2017 год, полагаю). В гнуснейшем "Проклятии" Ричарда Доннера Грегори Пек даже собирается у алтаря маленькой итальянской церковки принести в жертву своего ребенка. К чему же себя ограничивать?
В 90-х и 2000-х годах "вера возвратилась в Голливуд" — вместе с исламистским терроризмом, озоновой дырой и всем прочим. Конечно же, мы не можем процитировать все, потому что мы из Армагеддона сделали себе сегодня хлеб наш насущный.
Возьмем Роланда Эммерика, автора "Дня независимости", "Послезавтра" или "2012" — фильма о разрушении мира по "вдохновению майя". Эммерик признается, что создает фильмы для масс, и он очень умело нажимает на следующие точки:
— Толпа глупа и неконтролируема, она заслуживает обещанного ей уничтожения. Иногда масса подчиняется недовольным бунтовщикам, мелким популистским лидерам, которые заслуживают смерти.
— Президенты быстро умирают, и лишь потому, что они избраны. Они не составляют части экспертов и великих посвященных. Лишь один был в одно и то же время пилотом самолета и героем (Билл Пульман во "Дне независимости").
— Элиты выживут. В "2012" элиты — это олигархи и те, кто в состоянии оплатить себе билет в миллиард долларов, чтобы взойти на новомодный Ноев Ковчег, построенный китайцами, однако не для самих себя! Все это замечательно готовит нас к последующим финансовым катаклизмам, которые ударят по зоне евро.
— Знание бесполезно. В любом случае, герои погибнут, поэтому часто выставлены на посмешище просвещенные любители знания, представленные как экстремисты или иллюминаты: посмотрите "2012" или "Секретные материалы". Как говорит один американский комментатор: Knowing the truth is not "cool" in Hollywood movies. Знать правду вредно для здоровья!
— Катастрофы неотвратимы, они распаляются эсхатологически настроенными средствами массовой информации и выработанной при помощи современных экспертов привычкой быстро впадать в безумие. Атомная энергия — это плохо, а нефть — это полезно для здоровья. Мы слишком много потребляем, нас развелось слишком много, и что же делать? Опустошить Землю? Так подхлестнем же стадо к действию!
— Уничтожение христианства. Любой след христианства систематически стирается. Может, это связано с неоязычеством, с эрой Водолея? В любом случае, ничего мусульманского не было уничтожено в фильмах Эммерика. Зри в корень, как с Рокфеллер-центром, над которым взвилось зеленое знамя ислама в продолжение Рамадана. Ох уж эта глобализация! Она бы изобличила исламизм, чтобы получше подготовить свой триумф в убыток настоящему исламу, уничтоженному под бомбами.
— Ограничение значения катастроф. Люди все проглотят, особенно — поп-корн, когда будут смотреть эти ужасы. Они превращают нас во все более и более бесчувственных существ. Это и есть искомый эффект — как при мятежах в пригородах и при периферических войнах американской империи.
Читайте также: Единственная бегунья Сомали: смерть в море
Как сказал некто, из одних только добрых чувств литературы не сделаешь. А если, к примеру, делают плохую глобализацию с самыми мерзкими чувствами? Потому что катастрофизм — это идеология нового мирового порядка, это Атлантида в видениях пророчеств. Платон узрел, что настоящая опасность пришла до падения Атлантиды — она состояла в ограничении свободы:
И вся эта мощь объединилась,
чтобы одним махом поработить нашу страну,
ваш и все иные народы, живущие по эту сторону пролива.
Тимей 25, б
Читайте самое интересное в рубрике "ОБЩЕСТВО"