Оккультист Папюс был очень разносторонним человеком: мистик, теософ, эзотерик, розенкрейцер и мартинист, он интересовался магией, врачеванием, каббалой и таро. Дар гадания, который ему перешел от матери-цыганки, позволил заглянуть в несчастливое будущее Романовых. Но и у мистика судьба была не из легких: помогая другим, себе он помочь не мог.
Французский оккультист Папюс, до Распутина подвизавшийся при дворе последних Романовых, считался могущественным магом в тогдашней Европе. Мистик, теософ, эзотерик, розенкрейцер и мартинист, он написал множество книг и статей книг по магии и каббале. Ему принадлежит авторство тезиса о происхождении карт таро. Именно в его произведении "Цыганское таро" (Le Tarot de Bohémiens, 1909) впервые был высказан тезис о том, что карты таро появились в Индии и благодаря цыганам приобрели известность в Европе.
Жерар Аналект Винсент Анкосс (Gérard Analect Vincent Encausse) — сын французского химика и испанской цыганки (великолепно гадавшей на картах) — родился 13 июля 1865 года в испанском городе Ла-Корунья (La Coruña), официально и на галисийском наречии называющегося A Coruña. В столицу Франции семья переехала, когда Жерару было четыре годика. С шестнадцатилетнего возраста юноша всерьез заинтересовался каббалой, магией, алхимией, таро и трудами Элифаса Леви (Eliphas Lévis), которые жадно читал в Парижской Национальной библиотеке. Вскоре юноша был посвящен в члены некогда могущественного ордена мартинистов, тайной организации, основанной теософами XVIII века Мартинесом де Паскуалли и Луи Клодом де Сен-Мартеном.
Ко времени рождения псевдонима Жерар Анкосс в действительности уже стал Папюсом и перестал быть материалистом. Кстати, псевдоним "Папюс" (Papus) доктор Жерар Анкосс выбрал из книги "Нуктемерон" Аполлония Тианского, ввиду своего интереса к медицине. Папюс — один из Гениев первого часа, имя которого означает "лекарь".
Лиха беда начало! Что ни год, то мартинист вступает в новое оккультное сообщество, масонскую ложу, тайный эзотерический союз или является соучредителем подобных организаций. С теософским обществом Елены Петровны Блаватской он не нашел общего языка, вероятно, из-за их склонности к восточной мистике и индуизму, которые месье Анкосс-Папюс не очень жаловал. Хотя он не был в восторге и от модных в конце XIX — начале ХХ века поветрий — материализма и позитивизма. Если воспользоваться выражением Хьюстона Стюарта Чемберлена, Папюс склонялся скорее к семитским влияниям (к которым автор "Оснований XIX столетия" относил не только евреев, но и испанцев), а не арийским. Можно сказать и так, Папюс избегал сиюминутных модных увлечений.
Другое дело, организовать вместе с другом и единомышленником Станисласом де Гуайта "Каббалистического Ордена Розы†Креста" (Ordre Kabbalistique de la Rose†Croix). Слава Папюса растет так быстро, что он принимает в свой орден великих мира сего: министра иностранных дел Франции Теофиля Делкасса, министра колоний Антуана Гийена, лидера социалистов Жана Жореса и многих других. Незадолго до кончины 36-летнего Станисласа де Гуайта, страдавшего от астмы и болезни почек, Папюс приезжал навестить друга. Недоброжелатели распространяли слухи, что вместо оказания умирающему от передозировки кокаина врачебной помощи, лекарь Папюс чертил магический круг с охранными символами, призывая ангелов-хранителей.
В1895годуПапюспосвятилвбратствомартинистовпервогорусского—военногоатташевПарижеВалериана Валериановича Муравьева-Амурского (брата министра юстиции). Затем членом Ложи стала актриса Ольга Мусина-Пушкина. В сентябре 1900 года в парижской резиденции русского военного атташе Папюс встречался с великим князем Петром Николаевичем, двоюродным дядей Николая II, его супругой Милицей и сестрой супруги княгиней Анастасией Лейхтенбергской. Княгиня попросила узнать будущее дома Романовых. Карты таро показали неминуемую угрозу царствующей династии.
Несмотря на такое предсказание, Николай Второй при личной встрече осведомился у доктора Жерара, не найдет ли он время приехать в Россию в качестве личного гостя русского царя. Папюс воспользовался полученным приглашением и в начале 1901 года поселился в Царскосельском дворце. О том, что Папюс якобы посвятил в ложу мартинистов не только царскую чету, но и вдовствующую императрицу Марию Федоровну, великих князей Николая Николаевича и Петра Николаевича, а также многих других представителей высшей аристократии, ходят легенды, но они основаны исключительно на непроверенных слухах. Точно можно сказать одно — как изменились времена: императрица Екатерина Великая выслала вон из России Калиостро, а ее потомки приглашали других мистиков в свои покои.
Не менее фантастическими выглядят предсказания о будущем, сделанные духом Александра III. Папюс вызвал духа для того, чтобы царь спросил у своего покойного отца дельного совета. Но дыма без огня, конечно, не бывает. К примеру, в других историях печальные известия приносили другие доброхоты: монах Авель или Распутин. Однако склонность к мистике, особенно заметная у Александры Федоровны, очень часто превращала подлинные истории в вымышленные. Свидетелей во внутренних покоях царской резиденции не нашлось, а если и были, то крепко держали язык за зубами. Поскольку мы пишем о мистиках в реалиях, то и рассказ об этой стороне жизни Папюса следует дать лишь как абрис, ибо полной и подлинной картинки мы никогда здесь не получим.
2 января 1906 года случилось долгожданное, но и невероятное событие. Спустя 11 лет после свадьбы жена Папюса Матильда родила ему первенца. Сына назвали Филиппом в честь едва ли не единственного мэтра Папюса. Антельм Филипп, бывший одновременно вместе с Папюсом в России, к тому времени уже скончался. Когда мальчику было семь лет, он нечаянно порезался кухонным ножом. Началось заражение крови.
Против сепсиса Папюс со всей своей магией был бессилен. Ночью к нему во сне явился Филипп и посоветовал "отдать мальчика". Папюс прекрасно понял своего покойного учителя. В августе 1904 года умерла дочь месье Филиппа, Виктория Лаланд. Безутешный отец тогда признался Папюсу, что он может вылечить свою дочь только ценой потери своего целительского дара. Филипп не пошел на этот шаг, сообщив Папюсу, что проживет еще год и за это время успеет помочь ровно 750 людям.
Папюс поступил в точности наоборот. Он надел на шею сыну магический талисман, и на третий день мальчик пошел на поправку. Выздоровление сына обернулось ухудшением здоровья для Папюса. Разложив таро, говорят, он с точностью выяснил дату своей смерти.
Старуха с косой пришла за ним 25 октября 1916 года. Узнав о роковом исходе, русская царица Александра Федоровна написала мужу на фронт: "Папюс умер, значит, мы обречены".
Читайте также:
Мистики: врач-исцелитель энергиями планет
Мистики: Густав Майринк, творец "Голема"
Читайте все самое интересное в рубрике "ОБЩЕСТВО"