Рецепт счастья целой страны — вопрос непростой, но так или иначе им задается каждый из нас. Директор Фонда развития электронной демократии Станислав Тактаев, юрист по гражданскому праву Роман Масленников, директор Института проблем глобализации Константин Бакулев и другие поделились своим видением проблемы с "Правдой.Ру" в рамках проекта "Формула счастливой России".
Директор Фонда развития электронной демократии Станислав Тактаев
— У меня как-то возникла мысль, что у нашей страны нет сценария позитивного, доброго развития, что мы не видим наше будущее в хорошем свете. Потом я подумал, что страну не должны бояться, как боялись раньше Советский Союз, как сейчас боятся США. Хочется, чтобы страну, наоборот, любили, уважали как хорошего, доброго, надежного друга. А такие надежные люди, они, как правило, счастливые, правильно? Вот так вот и появилась мысль о счастливой России. В нашей стране не хватает доверия. Мы не доверяем друг другу. У нас нет вот этого легкого задела, этого контакта. И поэтому нам нужен как-то механизм, чтобы мы могли друг другу доверять. Например, это мог бы быть рейтинг доверия в социальных сетях — в "Одноклассниках", "В контакте". То есть чтобы люди могли друг другу строить рейтинги доверия — тем самым мы будем видеть, кому можно доверять, а кому нельзя. Если у вас есть свои идеи, приходите к нам в проект "Счастливая Россия".
Кандидат юридических наук, юрист по гражданскуму праву Роман Масленников:
— Нам стоит обратиться к старой памяти — к тому, что внутри в нас, что в наших генах, что называют духовностью, душой, чувствами. Мы достаточно специфическая страна и мы сильно отличаемся от всех остальных — но мы пытаемся жить по западным калькам, или по восточным, или по северным, или по южным — неважно. Мы пытаемся забыть себя. Мы пытаемся жить головой, мозгом, разумом, но у нас этот рецепт не вполне работает. Прислушаться надо к чувствам, к себе, к сердцу, попробовать начать жить чувствами, а не тупым зарабатыванием денег.
По сравнению со всем миром у нас в России, у каждого из нас огромный запас духовности — надо просто это вытащить и попробовать использовать. Это, кстати, несложно — просто чуть-чуть прислушаться к себе.
Есть еще одно, то, что меня очень волнует и заботит — это то, что связано с наркотиками. Вот эта сфера в нашей стране запущена. Рост наркомании огромен, молодые умирают пачками. Тот всплеск, который был в 90-х, кажется, прошел, но в действительности проблема еще больше выросла, и вот этим тоже надо заниматься, подумать о молодежи.
Директор Института социально-экономической модернизации, кандидат экономических наук Константин Бакулев
— Когда мои друзья рассказали мне о программе "Счастливая Россия", я сразу вспомнил фильм "Доживем до понедельника": "Счастье — это когда тебя понимают". Но понимание может быть как между людьми, так и между гражданами, между гражданами и государством. Сейчас есть великолепная возможность для того, чтобы граждане на муниципальном уровне почувствовали свою силу, свою независимость и свою возможность изменить жизнь на местах к лучшему.
Это и развитие территориального самоуправления, и нахождение новых форм кооперации для хозяйства на местах. Давайте вспомним: ведь движение Occupy на Западе известно не только тем, что они выходят на улицы, но и тем, что изобретают новые формы муниципальной экономики: они пытаются уйти от инфляционного денежного обращения, присущего современному миру. У нас такие примеры единичны, но они есть — и о них, к сожалению, мало кто знает. Давайте объединяться на муниципальном уровне, давайте рассказывать друг другу примеры успешного возрождения наших сел, городов. И давайте делать их примерами для подражания.
Понимание между людьми на бытовом уровне — это тоже большая проблема, и рецептов здесь может существовать очень много. Наконец, могут помочь обыкновенные торговые сети, торговые марки, которые с удовольствием помогут вам в вашей акции, флэшмобе, если вы будете раздавать призы людям, которые говорят друг другу на улице "спасибо", "пожалуйста", "разрешите", "будьте любезны". Вот так вот с разных сторон мы можем подойти к тому, чтобы сделать мир счастливее.
Психолог, специалист в области системных расстановок Кирилл Светицкий:
— Мудрый человек Муамар Каддафи однажды написал, что "жизнь человеческая без достоинства не имеет смысла". И я точно знаю, что спасти Россию, поставить ее на путь ее природного развития можно только одним путем — если вернуть нашей стране ее чувство собственного достоинства, чувство особенное, которое сильно отличается от чувств достоинства, которыми обладают другие страны и их жители. Для того, чтобы это достоинство нашей стране вернуть, это возвращение должно произойти в душе каждого человека, живущего в России. Это путь непростой, он сильно связан с предательством и виной за совершенное предательство, которую ощущают многие-многие люди, живущие в России. Это предательство связано с событиями 1991 года, когда, по сути, мы предали свою страну с ее историей, с ее культурой, с ее смыслами. Без смысла Россия существовать не может — она не может существовать ради того, чтобы заработать денег, чтобы продать побольше нефти или больше газа. Она может существовать только тогда, когда есть какой-то большой смысл или несколько смыслов, которые характерны именно для нас, для нашей страны и для каждого человека, в ней живущего, независимо от его религии, этнического происхождения, характера, пола и возраста.
Одним из смыслов России всегда была модель построения отношений в труде, в жизни, в любви, которой не было нигде и нет нигде в мире. Это модель, когда мы знаем своих соседей, когда мы уважаем своих друзей, когда мы вместе. Вот эта вот коллективная модель, построенная на любви или того, что из любви происходит — например, ненависти, злости, чего-то еще — но всегда отношений, когда человек не один, мы разные, но нас много. Мы разные по этническому происхождению, по религиозной принадлежности, но мы вместе.
Мы можем решать свои конфликты на основе любви и взаимопонимания, без дискриминации, без других страшных вещей, которые нам принесены в последние 20 лет из-за рубежа. Мы это можем, у нас есть этот опыт. Нам нужно этот смысл своей жизни вернуть, вернуть свое достоинство конкретными действиями, связанными с какими-то гражданскими акциями, связанными с помощью кому-то там, где мы живем или работаем. Преодолеть ощущение предательства, вины, вернуть чувство единства себе, своей стране — и тогда, когда наша страна будет внутренне, через каждого человека, в душе каждого человека единой, вернется ее достоинство. Тогда она снова станет развиваться по тому естественному пути, который ей предначертан, не пользуясь никакими иными рецептами.
К публикации подготовила