Валерий Шанцев: "Мне лучше в Н. Новгороде"

В гостях у главного редактора Инны Семеновны Новиковой Валерий Павлинович Шанцев, губернатор Нижегородской области, бывший вице-мэр Москвы. Политик и главный редактор обсудили "экономическое чудо" Нижегородской области и поговорили о том, легко ли быть пришлым губернатором. Интервью совпало с семилетием пребывания политика на посту главы региона.

— Только что исполнились семь лет, как вы стали губернатором Нижегородской области. Вообще-то, для большинства москвичей вы человек московский, и вдруг оказалось, что вы уехали из Москвы. А как вы восприняли назначение и отъезд из столицы? Это ведь совершенно новая жизнь.

— Назначение было неожиданным: меня пригласил президент и предложил эту работу. До этого я работал в разных ипостасях: был и первым руководителем, и вторым, и третьим. На момент, когда мне было сделано предложение, я был вторым человеком в московском регионе, а это такой же субъект РФ, как и Нижегородская область. Естественно разные масштабы, разное значение, но я твердо знаю по своей предыдущей работе, что первым руководителем быть интереснее, комфортнее, нежели вторым.

— Комфортнее?

— Да, комфортнее. Потому что тебе не надо ничего согласовывать, не надо слушать чьих-то указаний. Свои принципы, идеи, мысли ты можешь реализовывать самостоятельно.

— Валерий Павлинович, как это не слушать ничьих указаний?

— У нас Российская Федерация, а все субъекты РФ в пределах своих полномочий самостоятельны.

— Но точно не было такого, что вы приехали в регион, сказали "как у вас тут красиво, сейчас я буду вами руководить" и начали руководить. Вы, наверное, стали изучать ситуацию в регионе…

— Это не противоречит тому, что я сказал. Я просто говорю о том, что первым руководителем работать интереснее и комфортнее, потому что ты все решаешь, но, правда, ты за все и отвечаешь. Это непреложная истина. И если хочешь быть руководителем, то должен понимать, что ты и решаешь, и отвечаешь. Что касается изучения ситуации, то по приезду в регион я провел всесторонний анализ, было создано 27 рабочих групп по различным отраслям. Итогом стала разработка стратегии развития Нижегородской области до 2020 года.

— А вы разве с чистого листа начинали? Во главе региона ведь были известные политики. Да и Нижегородская область — это один из передовых регионов.

— У Нижегородской области большой потенциал. Когда Владимир Владимирович направлял меня в регион, то он сказал: "Я оцениваю потенциал Нижегородской области как третий в России, после Москвы и Санкт-Петербурга". Это действительно так, но потенциал надо уметь задействовать, потому что он может так на всю жизнь и остаться потенциалом. К примеру, когда мы стали изучать показатели, то оказалось, что на то время область была одним из депрессивных регионов: высокая смертность, низкая рождаемость, низкая средняя заработная плата. По производительности труда мы приблизительно в 5 раз отставали от зарубежных аналогов.

Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону. По производительности труда мы выросли в 2,6 раза. Я практически каждую неделю бываю на предприятиях и вижу, что молодые ребята с высшим образованием, работая операторами автоматических, полуавтоматических линий, в среднем зарабатывают 40-50 тысяч в месяц.

— А в чем заключалась ваша основная цель как губернатора области?

— Тогда и сейчас наша основная цель заключается в том, чтобы каждому человеку, который находится в трудоспособном возрасте, дать рабочее место с высоким уровнем производительности труда, а, следовательно, с хорошей оплатой труда. А потом за счет их хорошей работы и работы предприятий, на которых они трудятся, можно получать налоги, отчисления в областной бюджет и решить еще две задачи: защитить тех, кто сам себя защитить не может (в силу возраста или здоровья) и развить социальную сферу, чтобы человек с хорошей зарплатой пришел к себе домойимог удовлетворить свои потребности и потребности своих родных в образовании, медицине, культуре, спорте, экологии, жилье…

 

 

— Вопрос в том, где взять деньги на развитие. Расскажите, с чего вы начинали. Ведь для того чтобы организовать производство, нужно привлекать инвесторов или ехать в Москву денег просить.

— Наша стратегия заключалась в том, что деньги можно только заработать — их нигде взять нельзя. Все мы живем за счет дела, вот никто не может где-то взять. Мы начали думать, как и где нам надо зарабатывать деньги. Поэтому вся наша работа по развитию экономики, конечно, связана с привлечением инвестиций, так как в рыночной экономике другого регулятора нет — только инвестиции.

— Как вы относитесь к разговорам о том, что в российские регионы не интересно инвестировать, а вот в Москву еще худо-бедно можно…

— Такое действительно было. В 2005 — 2006 годах, когда мы встречались с иностранными инвесторами, мне говорили: "Валера, а чего тебя так далеко загнали — за Урал?". У иностранцев такой стереотип со времен Марии Федоровны: в России есть два города — Москва и Санкт-Петербург, а дальше — холод и медведи. Но мы не сидели сложа руки: ездили на различные форумы; провели презентации практически во всех посольствах в Москве; организовывали встречи с ассоциациями промышленников и предпринимателей многих стран, с торгово-промышленными палатами. Сегодня к нашему региону относятся совершенно по-другому: за семь лет объем иностранных инвестиций вырос в 9 раз.

— Но вы говорите об иностранных инвестициях. Российские инвесторы пришли в область?

— Да, пришли. Российские инвестиции выросли в 3,7 раза. Просто я не хочу делить инвестиции на местные, московские, российские, иностранные. Инвестиции — они и есть инвестиции, у них нет национальности. Мы любым инвестициям рады.

— Валерий Павлинович, а это все ваша харизма или некий объективный процесс?

— Я считаю, что это объективный процесс. Любой иностранный инвестор, когда приезжает, задает набор стандартных вопросов. Первое — положение дел с бюрократическими барьерами, второе — коррупция, третье — административная поддержка, четвертое — компетенция рабочих и инженерных кадров, пятое — энергетические ресурсы. Мы систематически входим в 5 — 6 регионов, где условия ведения бизнеса признаны безопасными и благоприятными. И мы работаем в режиме одного окна: у нас инвестор никуда ходит.

— А ваш успешный опыт применяется в других регионах или на федеральном уровне?

— Я считаю, что у каждого свой опыт: Калуга со своим опытом развивается; Томск, Екатеринбург — со своим. У каждого есть свои преимущества. Вот у нас, например, главное преимущество — географическое положение.

— Валерий Павлинович, какие крупные предприятия были созданы, построены в регионе с вашей помощью?

— В качестве примера могу привести комплекс каталитического крекинга нефти на заводе "Нижегороднефтеоргсинтез". В "Лукойле" были настолько довольны результатом, что приняли решение разместить у нас еще один такой комплекс. Кроме того, в Выксунском районе, буквально в чистом поле, мы построили литейно-прокатный комплекс Выксунского металлургического завода. Таких комплексов даже в советский период не строили.

Построили первую очередь завода "Либхерр", сейчас вторую очередь строим. "Либхерр" — это авиакомпоненты для аэробусов и строительная техника.

 

 

И это только часть всех реализованных и готовящихся проектов. Чем больше заводов, предприятий, тем больше рабочих мест. В Нижегородской области, кстати, сейчас самая низкая безработица. У нас коэффициент напряженности вакансий в 5 раз больше, чем безработных. В 2005 году у нас была отрицательная миграция, сейчас все иначе: впрошломгоду в регион на постоянноеместо работы приехали 8 тысяч человек.

— А вот, Валерий Павлинович, вы сами-то ведь варяг, да на месте губернатора Нижегородской области. Как вы считаете, правильно ли, когда приезжает в регион человек со стороны. От ваших коллег я слышала мнение о том, что регионом должен управлять местный человек, который все и всех знает.

— Все индивидуально, но, в целом, ведь надо исторические факторы изучать. Вот я изучал историю Нижегородской области. Нижегородская губерния была образована указом Петра Первого 26 января 1714 года и просуществовала до 1917 года. За это время было назначено 39 генерал-губернатора.Так вот из всех 39 только один был уроженцем Нижегородской области. А самым успешным генерал-губернатором был Николай Михайлович Баранов, его перевели из Санкт-Петербурга. Это был большой профессионал.

— Какие навыки, знания, черты характера должны быть у успешного губернатора?

— Знания должны быть разнообразными, прежде всего, в области экономики, менеджмента. Также нужно уметь слушать специалистов. Нужно привлекать и науку. Но наука серьезно отличается от управления. В науке отрицательный результат — тоже результат, а в управлении отрицательного результата быть не может, поэтому главная задача руководителя — выслушать специалистов, выбрать рецепт, реализовать его и нести ответственность за результат. Те, кто тебе советовал, отвечать не будут — отвечать будешь ты. Поэтому нужно еще быть хорошим психологом, чтобы понять, кто в данный момент предлагает правильное решение.

— У крупных руководителей есть еще одна проблема — проблема контроля за исполнением поручений, задач, указаний, программ…

— Уследить за всем невозможно: если даже все будешь контролировать лично, то все равно что-нибудь останется вне поля твоего зрения. Должна быть целая система контроля. И я уже слишком давно работаю, чтобы не знать, как она строится. Я построил такую систему, она работает. У нас также есть система приема населения, есть два моих блога в "Твиттере" и живом журнале, куда поступает много вопросов. Я вижу по вопросам, что и где власти не дорабатывают.

— Валерий Павлинович, что вы считаете самым важным для себя за прошедшие семь лет? Возможно, это какое-то достижение или личное открытие…

— Самое важное для меня то, что за 7 лет удалось создать ту систему управления, которая каждый день помогает людям решать возникающие проблемы и вопросы, даже в самом отдаленном уголке региона. Я вообще скажу, что эти 7 лет промелькнули как одно мгновение.

Семь лет — это не такой большой период для руководства большим регионом. В пользу этого говорит и опыт последних лет: регионы наиболее эффективно развивались там, где губернаторы проработали как минимум два срока. Это Татарстан, Башкортостан, Москва, Белгород…

К примеру, первый срок — это время на то, чтобы разобраться, выстроить систему, обкатать ее. Я вот сейчас на второй срок уже вышел с заделом; система, которую я создал, начинает приносить плоды управления.

— А какова ваша задача-максимум в нижегородском регионе?

— Задача- максимум — это обеспечить выполнение всех стратегических показателей. Мы разбили все на три этапа: 2005 — 2010, 2010 — 2015 и 2015 -2 020. Сейчас мы работаем на втором этапе. Когда закончим и отчитаемся, дальше пойдем.

Читайте также:

Нужна ли губернатору прописка?

Уголки России: Шанцев ставит на туризм

Валерий Шанцев: Воспитать новое поколение

Зачатьевскую башню поднимут из руин

Шанцев: Сейчас у нас есть все!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"