Мистики: врач-исцелитель энергиями планет

О Франце Месмере, жившем в XVIII веке, можно рассказывать бесконечно: врач по образованию, но мистик и парапсихолог по призванию основал необычный по тем временам госпиталь и лечил людей невидимой энергией. У целителя были успехи, но враги отправили чудака в вынужденную эмиграцию - в Париж. Но и на чужбине у мистика все пошло наперекосяк...

Немецкий врач Франц Месмер, прославившийся открытием "животного магнетизма", раньше Зигмунда Фрейда открыл " замещающие истерические припадки", "практику катарсиса" и раньше Карла Густава Юнга - "коллективное бессознательное". Выдающийся философ Артур Шопенгауэр превозносил месмеризм. Правда, современники относились к Францу Месмеру неоднозначно: одни считали его шарлатаном, другие - оккультистом и мистиком. Хотя многое из сделанного Месмером свидетельствует о том, что этот исследователь был пионером парапсихологии. Потомки в лице наблюдательного и психологичного писателя Стефана Цвейга оправдали Месмера.

Франц (в некоторых источниках - Фридрих) Антон Месмер родился 23 мая 1734 года в живописной маленькой деревушке на берегу Боденского озера, в нынешней немецкой земле Баден-Вюртемберг. Франц был третьим из девяти детей Антона Месмера, лесничего архиепископа Констанцы (Констанца - это город епископства, где в 1415 году был сожжен чешский мыслитель Ян Гус). На улице Хёриштрассе в Ицнанг-на-Хёри (Iznang auf der Höri) до наших времен сохранился фахверковый дом, в котором вырос Франц.

О детстве Месмера известно больше, чем о детстве многих других мистиков, живших до и после Франца. Однако для деятеля XVIII столетия - информация очень скудная. Но оно и понятно: Месмер - сын лесничего, а не отпрыск благородных кровей, поэтому биографию дитяти никто на бумаге не расписывал.

Известно, что с 1742 по 1746 гг. Франц изучал музыку и латинский язык в монастыре Грюненберг (Grünenberg), находившемся между родной деревушкой Ицнанг и Гайенхофеном (Gaienhofen). Следующие четыре года (до 1750 г.) он посещал иезуитский колледж в Констанце, на месте которого сегодня возвышается городской театр. Затем изучал философию в университете Диллингена (Dillingen). В 1754 г. взялся за изучение теологии в университете Ингольштадта. По этим документальным фактам оценить тогдашнее душевное состояние Месмера невозможно: все выглядит будничным и обычным.

Франц Месмер, который навсегда останется в истории человечества, возможно, так и не появился бы на ее страницах, если бы в 1768 году он не сочетался браком с богатой вдовой и тогдашней владелицей замка Ротмюле (это в Швехат-Раннерсдорфе, близ Вены) Марией Анной фон Пош, урожденной Ойленшенк (Maria Anna von Posch, Eulenschenk). Было и еще одно везение: в 1759 году Месмеру, изучавшему медицину в Вене, посчастливилось попасть в ученики к придворному врачу австрийской императрицы Марии Терезии (Maria Theresia).

В свой богато убранный дом на берегу Дуная Месмер приглашает давать концерты Гайдна, Глюка, Моцарта, а в дальнейшем Бетховена. Конечно, там бывали и менее именитые, но популярные в то время композиторы и исполнители. В стенах этого дома можно было услышать, пишет Стефан Цвейг, "новейшие квартеты, арии и сонаты Гайдна, Моцарта и Глюка, близких друзей дома, а также и последние новинки Пиччкви и Ригини". Сам Франц Месмер играет "как на клавире, так и на виолончели, первый вводит стеклянную гармонику, для которой потом Моцарт сочиняет специальный квинтет". Дом Месмера и его супруги слывет самым изысканным приютом для муз и для науки; к Францу Месмеру прекрасно относятся коллеги -венские врачи и медики.

Ахда,мызабылисказать,27мая1766годадоктортеологии и философии Франц Антон Месмер торжественным образом удостоился степени доктора медицины. Выгодно женившись, Месмеру вполне хватало средств, чтобы не зарабатывать на жизнь медицинской практикой, а завести в столице салон. Детей у супругов не было (его жена так и скончается в 1790 году бездетной). Однако состояние вдовы оказалось тем рычагом, о котором грезил Архимед, чтобы передвинуть землю. Правда, в этом случае "рычаг" направил Месмера к известности.

Свою диссертацию, в которой утверждалось, что планеты влияют на человеческий организм, Мессмер защищал у светила тогдашней медицинской науки - профессора и придворного медика Герарда ван Свитена (Gerard van Swieten). Много лет спустя Ван Свитен станет прототипом Ван Хельсинга в знаменитом романе "Дракула" Брема Стокера. Отметим, что Ван Свитен действительно (по поручению австрийской императрицы) занимался изучением вампиров в Моравии и, сражаясь с суевериями, давал происшествиям, приписываемым вурдалакам, естественнонаучные объяснения.

Франц Месмер, вдохновленный учением католического священника Иоганна Йозефа Гасснера (Johann Joseph Gaßner, 1727-1779) о влиянии небесных тел на организм, отмечал в своей диссертации: люди регулярно испытывают "напряжения" и "ослабления" и этот круговорот объясняет менструальный цикл и некоторые хронические заболевания. Солнце и Луна, по его мнению, оказывают действие на все части животного тела, особенно на нервную систему. А животный магнетизм (Animalischen Magnetismus - так назывался опубликованный им в 1775 г. научный труд для специалистов) - это сила, при помощи которой планеты действуют на тело.

У Месмера, естественно, были предшественники. Другой гениальный мистик немецкой страны Парацельс некогда писал: "Магнит долго был у всех на глазах, и никто не подумал о том, нельзя ли сделать из него дальнейшего употребления и не обладает ли он и другой силой, кроме притяжения железа. Вшивые доктора часто тычут мне в нос, что я не следую за древними; а в чем мне им следовать? Все, что они наговорили о магните, - ничто. Положите на весы то, что я о нем сказал, и судите. Если бы я слепо следовал за другими и сам не ставил опытов, то я знал бы только то, что знает каждый мужик, - что он притягивает железо. Но человек мудрый сам должен испытывать, и вот я открыл, что магнит, кроме явной, каждому в глаза бросающейся силы - притягивать железо, - обладает и другой, скрытой силою".

После того как в 1774 г. Франц успешно вылечил пациентку, которая страдала от бреда, обмороков и приступов тошноты, он в своем преждевременном воодушевлении уверовал, что обнаружил панацею от всех болезней, философский камень. Хотя он и не уверял в этом всех и каждого.

Медицинский факультет Вены весьма критически отнесся к тезисам Месмера. Отношение не изменилось даже когда Месмер основал госпиталь, где стал лечить пациентов по своему методу и, надо сказать, мог похвастаться определенными успехами. В очерке, посвященном Месмеру, австрийский писатель Цвейг писал: "Наложение магнита при параличе и слабости зрения академического советника Остервальда имело такой шумный успех, что академический советник печатает в Аугсбурге в 1776 году сообщение о своем исцелении при посредстве Месмера: "Все, что он совершил здесь при различных болезнях, дает основание предполагать, что он подсмотрел у природы один из ее самых таинственных движущих моментов. Клинически точно описывает выздоровевший то отчаянное положение, в котором нашел его Месмер, и как магнетическое лечение разом избавило его волшебным образом от застарелого страдания, не поддававшегося доселе никакой врачебной помощи".

Но врагимистика дождалисьсвоегочаса.Воспользовавшисьтем,что Месмербезуспешно пытался вылечить известную австрийскую пианистку, певицу и композитора Марию Терезию Парадис (Maria Theresia Paradis, 1759-1824), которая ослепла еще в трехлетнем возрасте, его критики на этом основании признали метод лечения Месмера недейственным. И, кстати сказать, у пианистки наблюдалось улучшение зрения после врачебных манипуляций Месмера (Цвейг приводит письмо отца девушки, которое свидетельствует о некотором прогрессе в этой области), но противники медика-новатора называли эти успехи "воображением".

"Противники Месмера избирают обходный путь, чтобы лишить его драгоценного объекта опытов: они внушают старикам Парадиз устрашающую мысль, что если дочь их действительно прозреет, то сразу же пропадет монаршья милость - пенсия в двести дукатов и что покончено со своеобразной сенсацией от выступлений слепой концертантки. Этот довод - угроза финансовая - сразу же действует на семью. Отец, дотоле вполне доверявший Месмеру, насильно врывается в дом, требует свою дочь немедленно обратно и грозит обнаженной саблей. Но, удивительное дело, сопротивление встречает он не со стороны врача. Сама девица Парадиз, привязавшаяся к своему целителю не то в качестве медиума, не то по эротическим побуждениям, заявляет определенно, что не намерена возвращаться к родителям, а остается у Месмера. Это приводит в раздражение ее мать, она с невероятной яростью набрасывается на непокорную девушку, предпочитающую чужого человека своим родителям, наносит ей, беззащитной, побои и ведет себя по отношению к ней так ужасно, что та падает, охваченная судорогами. Но несмотря на все приказания, угрозы и побои, не удается заставить стойкую девицу Парадиз покинуть своего покровителя (а может быть, своего возлюбленного). Она остается в магнетической клинике. Месмер одержал победу, правда пиррову победу", - заключает Стефан Цвейг.

И вот в 1777 г. австрийская государыня созвала экспертную комиссию, признавшую месмеризм обманом и надувательством. Франц был вынужден (не совсем ясно, из-за предписания правительства или козней коллег по цеху) уехать в Париж. В научных кругах столицы Месмера встретили прохладно, но публика аристократических салонов - восторженно. В числе интересующихся Месмером и его методом оказалась французская королева Мария Антуанетта.

"В течение нескольких месяцев 1784 г. у него перебывало более 8000 человек. Французское правительство предложило Месмеру 30 000 франков за его секрет, но он потребовал 500 000 (в других источниках называется более реальная сумма - 340 тысяч ливров - ред.). Эту сумму почти целиком собрали его ученики, и тогда он открыл им подробности своего учения", - сообщает о парижском периоде жизни Месмера энциклопедический словарь Ф. А.Брокгауза и И. А.Ефрона.

В итоге министр Морепа, по приказанию свыше, предложил Месмеру пожизненное содержание в 20 тысяч ливров и сверх того 10 тысяч ливров на квартирные расходы, правда, с выплатою лишь в том случае, если три подготовленных самим Месмером ученика признают пользу магнитотерапии. Гордый ученый отказался от предложения, потому что не захотел вновь оказаться под лупой ничего не понимающих медиков. Переговоры закончились тем, что Месмер покинул Париж и уехал в германские владения, в Спа.

Франц Антон Месмер скончался 5 марта 1815 года в Меерсбурге (Meersburg).

Читайте также: 

Мистики: Густав Майринк, творец "Голема"

Мистики в реалиях: Арнольд из Виллановы

Мистики в реалиях: отшельница Рабия Басри

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"