Сейчас Джеймс Коста - владелец компании, выпускающей видеоигры, и десятков миллионов долларов. Когда его просят раскрыть секрет успеха, бизнесмен знай себе смеется. В 13 лет этот компьютерный гений отсудил у родителей право на независимость, потом сидел в тюрьме, служил в армии, работал на ЦРУ... И все время верил, что "рулит" своей судьбой.
Раздался звонок в дверь, и Джеймс Коста с трудом открыл глаза, чтобы посмотреть на часы - пять утра. Полупьяный и совершенно голый, он поплелся к двери и, не глядя в глазок, отворил. Когда в квартиру ворвались вооруженные агенты ФБР и окружили его, ему показалось, что он по-прежнему спит. Мужчины в форме деловито расхаживали по комнатам, отключая от сети компьютеры и вынося их по одному. Джеймс стоял и не знал, что делать. Ведь ему было всего 14 лет.
С тех пор очень многое изменилось, если не сказать все. Сейчас господин Коста - преуспевающий 37-летний бизнесмен, который в нынешнем году, по оценкам экспертов, заработает 10,5 миллиона долларов на компьютерных играх. Его частенько спрашивают, не считает ли он собственную жизнь похожей на игру. Коста отвечает: "Нет, такого нарочно не придумаешь". Судьбой он управляет сам - во всяком случае, он в это верит. С тринадцати лет.
Именно в этом возрасте Джеймс Коста обрел самостоятельность во всех смыслах этого слова, причем по собственному желанию. Он обратился в суд с просьбой признать его дееспособным и независимым от родителей. На тот момент у него имелся достаточно стабильный источник дохода - виртуальные консультации по всем вопросам, касающимся компьютеров и интернета. В один прекрасный день Джеймса посетила блестящая идея: он договорился с администрацией школы, в которой учился, о создании компьютерного клуба под его руководством. Мальчик вкладывал труд и немного денег, школа выступала основным инвестором, а за ширмой невинного детского проекта процветал не совсем легальный бизнес. Будущий миллионер обучал ровесников хакерским уловкам, принимая взамен небольшие суммы. Но спрос на его услуги был так велик, что в свои 13 лет Коста зарабатывал около полутора тысяч долларов в месяц. Располагая такими суммами, он стал все чаще прогуливать уроки, тратя деньги в компании новых друзей. Являлся домой ночью, практически не видясь с родителями. Когда вместе с ним начала приходить 18-летняя подружка, мать и отец Джеймса взбеленились. "Ты должен учиться, как другие подростки, бросить свой бизнес и эту девушку", - заявили они, рассчитывая, что сын одумается. А он подал в суд.
Суперхобби: локпикеры - белые медвежатники
И через год уже вовсю наслаждался обретенной самостоятельностью, нарушая закон на каждом шагу. Коста стал первоклассным хакером. Он вскрывал компьютерные системы крупнейших банков, General Electric и IBM, государственных учреждений и коммерческих компаний. Даже до военных добрался. На самом деле Джеймс вовсе не был независимым. Он попал в плохую компанию - к профессиональным кибервзломщикам, которые использовали его талант и энергию юности в своих корыстных целях. Конечно, мальчику платили. Но он даже не понимал, чем рискует, до того злополучного утра, когда его скрутили ФБРовцы.
Сказать, что Джеймс испугался, - это ничего не сказать. "Я ждал, что вот-вот войдут мои родители и скажут, чтобы все оставили меня в покое. Но никто не пришел меня спасать. Я был совсем один, как того и хотел", - вспоминает Коста. Его хваленая самостоятельность, которой он так недолго упивался, показала неприятную изнанку: чисто технически этот ребенок таковым не являлся. Стремясь избавиться от родительских нравоучений, он лишил себя детства - и всех привилегий, с ним связанных. Теперь его должны были судить как взрослого, полностью отвечающего за свои поступки.
Почти полторы сотни противозаконных деяний, совершенных Джеймсом, повлекли за собой соответствующее обвинение: прокурор запросил для него 45 лет лишения свободы. К счастью, судья разглядел в злостном преступнике перепуганного подростка и решил дать ему шанс - при условии, что он никогда больше не возьмется за старое.
Коста отсидел год в колонии для несовершеннолетних, после чего отправился в армию (таковы были условия его досрочного освобождения). В рядах вооруженных сил талантам Джеймса быстро нашли применение - поручили отслеживать движение средств на счетах предполагаемых террористов и их пособников в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Потом поставили перед ним новую задачу, которая заключалась в тестировании систем безопасности на военных объектах. Коста, вспоминая хакерское прошлое, пытался проникнуть в компьютерные сети Пентагона и находил имеющиеся в защите бреши, чтобы потом самому же их и залатать. Молодой человек, еще совсем недавно сидевший за решеткой, вовсю сотрудничал с ЦРУ.
Читайте также: Хакеры попадут в Уголовный кодекс
Отработав положенное по договору с судьей, Джеймс ушел на вольные хлеба. Впрочем, долго резвиться ему не дали: он получил весьма выгодное предложение от Microsoft и стал сотрудником компании. Вместе с братом создал один из первых коммерческих интернет-сайтов, "привязанных" к фондовой бирже и торгам. В 1999 году братья Коста продали эти доткомы за десятки миллионов долларов. А через пару лет, после теракта 9/11, Джеймс вновь стал работать на ЦРУ. Он занимался созданием компьютерной модели, которая позволила бы создать стратегию спасения людей из американского города, пораженного "грязной" бомбой. Действие происходило в Лас-Вегасе, и Коста увлекся проработкой кое-каких деталей этого средоточия злачных мест. А потом вдруг понял, что ему интересно не столько моделирование реальности, сколько создание собственного мира - игры.
Вновь обратившись за поддержкой к брату, Джеймс начал новый бизнес, который показался ему куда более прибыльным, чем сотрудничество со спецслужбами и Пентагоном. Человечество жаждет играть, и Коста рад удовлетворять эту ненасытную потребность.
Драмы науки: первым хакером был фокусник
"Я буквально влюбился в идею подарить людям интерактивную среду, в которой они могли бы вершить собственную историю, - объясняет Джеймс. - Во мне сидит аналитик, которому очень нравится смотреть сверху на управляемых мною игроков, словно на муравьев в муравейнике. Я даю импульсы, люди на них реагируют. Когда я занимался кибервзломами, то много размышлял о человеческой натуре и пытался подстроиться под конкретных людей с их мировосприятием, чтобы подобрать ключ к компьютерному замку. Главный секрет создателя видеоигр - манипулировать игроками, которые ни в коем случае не должны понять, что ими кто-то вообще манипулирует. Они-то уверены, что сами принимают решения".
Вдобавок для Косты по-прежнему принципиально, чтобы им самим уж точно никто не управлял. Он руководит компанией 3G Studios Inc, выпускающей видеоигры и зарабатывающей свыше 10 миллионов долларов ежегодно. А чтобы не зазнаться и не забыть о неприятном прошлом, Джеймс берет под опеку молодых компьютерщиков, имеющих проблемы с законом. Помогает им обрести себя и найти место под солнцем. И тем самым как бы расплачивается по своим долгам перед обществом. "Я не могу помочь тем самым людям, которые когда-то помогли мне, но есть и другие, гораздо больше нуждающиеся в моей помощи", - признается миллионер.
Читайте все самое интересное в рубрике "Общество".