В Германии двое жителей Гессена зарегистрировали первую в мире "горячую линию ненависти". Воспользовавшись такой платной услугой, любой желающий может обматерить своего собеседника, находящегося на другом конце линии, и, выпустив таким образом пар, уже не срывать свою злость на ближних. Несмотря на успех бизнеса, у самой его идеи нашлись критики.
Идея создания платной телефонной услуги (в буквальном переводе с немецкого "горячая линия оскорблений" — Schimpfhotline) принадлежит двум сотрудникам рекламного агентства Ральфу Шульте (Ralf Schulte) и Александру Бранденбургеру (Alexander Brandenburger).
Их услуга, без всякого сомнения, пользуется громадным успехом. Так что организаторы горячей линии уже всерьез подумывают об увеличении штата сотрудников, а пока привлекли к своему бизнесу всех своих друзей и добрых знакомых, чтобы линия могла функционировать "примерно с 16 до 18 часов". И абоненты, и сотрудники остаются анонимными, сообщает немецкий веб-ресурс derwesten.de, цитируя слова одного из инициаторов идеи Александра Бранденбургера. По его мнению, в основном звонят мужчины в возрасте от 28 до 38 лет. Однажды даже позвонил банкир. Хотя совсем не обязательно знать, кем работает или каков по характеру, позвонивший по горячей линии человек, утверждает Бранденбургер.
В самом начале своей трудовой деятельности ныне 38-летний Бранденбургер учился на повара. Сейчас он вспоминает: "Один из моих начальников регулярно уединялся в холодильном цехе и там громко матерился на всех и на вся — это как раз то, что мы предлагаем позвонившим по нашей горячей линии".
"Бывают дни, когда просто кипишь от возмущения и готов раздавить кого-нибудь, как клопа", — признается 41-летний Ральф Шульте. За небольшую плату — 1,49 евро за минуту — любой желающий может всласть поизгаляться над ближним. Правда исключительно словесно. Послать его куда подальше и обозвать нецензурным словом.
Сама идея очевидно проста. Еще лет тридцать-сорок назад на некоторых предприятиях в Японии устанавливали манекены, внешне похожие на шефов. Сотрудники фабрик и заводов, чем-то расстроенные или обиженные начальством, после окончания трудового дня могли подойти и врезать чурбану промеж глаз или "по кумполу". Выплеснув таким незатейливым образом свою ярость и гнев, они возвращались домой спокойными и уравновешенными главами семьи и не срывались без повода на своих домашних. Двух зайцев целиком убивала такая метода: с руководством не спорили, а после обиды не срывались на невинных людях.
Читайте также: Клевета должна быть наказуема?
Русскому человеку подобная "самурайская" практика рукоприкладства ближе, чем немецкая говорильня. Во-первых, зачем платить деньги, если можно нахамить прямо на улице или в трамвае. Трамвайных хамов у нас по-прежнему штрафуют крайне редко. Вот когда начнут применять на практике статью за клевету (по новым правилам за нее будут не сажать, а приговаривать к исправительным работам или денежным штрафам), тогда можно будет пару-тройку раз нарваться на клеветника, срубить с него штраф и забыть про работу. В смысле, зарабатывать тем, что нарываться на клевету.
Во-вторых, немецкие ругательства русского человека не впечатляют. Какие там трехэтажные конструкции, если самые-самые ругательные немецкие слова при переводе не превышают уровень выражения "жопа с ручкой". У нас так детки в песочнице ругаются, а для немцев это уже бранное слово! Английские или испанские ругательства еще похожи на русский мат, чего нельзя сказать о немецком. Услышав в телефонную трубку русский матерок, любой нормальный сотрудник забудет, что он на работе и моментально приложит непечатным выражением своего невидимого собеседника.
И потом, в России матом разговаривают, то и дело вставляя между словами неопределенный артикль "бля". Не крепкие слова, а мордобой — вот наш отечественный путь.
Немецкий психолог-консультант Свен Кеппер (Sven Kepper), руководитель телефонной службы доверия в Марбурге, тоже критически настроен по отношению к первой горячей линии матюков в Германии. И первый довод — деньги. Зачем платить за час 49 евро сомнительным индивидуальным предпринимателям, когда уже давно существуют штатные психоаналитики, ведущие психологические беседы на кушетке и дающие время от времени дельные советы.
На такую критику авторы новой идеи отвечают, что они не профессиональные психологи, а "вербальные спарринг-партнеры". Их задача заставить человека высказаться и успокоиться. Когда в процессе диалога некоторые собеседники заводятся еще больше или начинают проявлять агрессивность, то разговор с такими тотчас же прекращается. Тандем Шульте-Бранденбургер не собирается никому ничего советовать или заниматься психоанализом. Достаточно и того, что человек выматерился и на этом успокоился.
Психолог Кеппер откровенно признается, что дело даже не в деньгах. Человек, которому требуется такого рода помощь, все равно нуждается, по большому счету, в услугах психиатра. Пациенту следует выговориться, не только выплескивая потоки брани, а спокойно проанализировать возникшую потребность в агрессии.
Шульте и Бранденбургер, со своей стороны, предлагают относиться к их детищу с юмором. Они предлагают своим клиентам не стесняться в выражениях и быть раскованными. В беседе с самыми отвязными собеседниками "приходится надевать нечто вроде защитного кокона", подчеркивает Шульте. Перед началом каждой беседы он повторяет самому себе подобие мантры: "Все, что сейчас произойдет, меня не касается". Видимо, он еще не совсем очерствел душой. А вот, например, подружка Бранденбургера, выслушав только одного позвонившего, бросила трубку и сказала, что этого ей хватит на всю оставшуюся жизнь и пусть Александр сам отвечает на подобные звонки.