В конце лета жителей Петербурга будут проверять на "вшивость". На улицах города появятся велосипеды - вроде бы ничейные, любой может прокатиться, а потом оставить его где придется, просто к стеночке прислонить. Затея прекрасная, но сначала надо собрать "парк" велосипедов, а потом надеяться, что горожане и гости Северной столицы их не растащат.
Авторы проекта убеждены, что он удастся. Идея позаимствована ими из проекта BookCrossing (буккроссинг, бесплатный обмен прочитанными книгами между незнакомыми людьми), только вместо книг теперь будут велосипеды. Да и воспользоваться ими сможет любой желающий, а не только тот, кто предоставит своего собственного двухколесного друга в общественное пользование. Никакой платы, никаких ограничений... Взял, доехал куда нужно, поставил где удобно - и пошел дальше по своим делам.
Предполагается, что общественные велосипеды будут стоять в доступных местах, где ими смогут воспользоваться другие прохожие. Скептики, однако, сразу же усомнились в нравственной чистоте петербуржцев: мол, прокатиться-то они прокатятся, да только к себе на дачу или еще куда-нибудь, где даровое средство передвижения и припрячут. "Есть мнение, что эти велосипеды плавно переместятся в дачные поселки и на таджикские стройки. Сейчас, по-моему, каждый второй дворник имеет в собственности тележку "Карусель", чем велосипеды-то хуже? - написал участник одного из интернет-форумов. - Не стоит изобретать велосипед, даже бесплатный. Бедно живем, соблазн большой - многие граждане не удержатся от соблазна не поставить его на место для других пользователей".
Драмы науки: кто изобрел велосипед?
Но авторы проекта советуют всем верить в людей - и уж тем более не наговаривать ни на кого заранее. По их оценкам, для реализации идеи потребуется всего лишь пара десятков велосипедов, причем спонсора для их приобретения искать не нужно: соберут с миру по нитке. Всем, у кого на лоджии, в гараже или дачном сарае, а то и в прихожей квартиры томится запыленный "велик", предлагается сдать его на благо общественности. На Гончарной улице есть мастерская, где старичков приведут в порядок, залатают и подновят, чтобы они могли прослужить еще не один год. Вдобавок мастера покрасят участвующие в проекте велосипеды в один и тот же приметный цвет - пока еще не известно, в какой именно. Возможно, в белый.
Фактически будущее проекта уже обеспечено: на данный момент на Гончарной ждут своего часа полтора десятка старых велосипедов, и это только за счет щедрости жителей окрестных дворов. Набрать недостающую пятерку - вообще не проблема. Но на "работу" отреставрированные транспортные средства отправят не сразу: сначала выставят на городские улицы парочку-другую и будут их тщательно отслеживать, чтобы понять, насколько петербуржцы вникли в суть затеи. А уже по результатам тестирования будут сделаны определенные организационные выводы - как вообще должна работать вся система велосипедного "обмена".
Читайте также: Теневая сторона пляжного бизнеса
Как авторы проекта будут следить за двухколесными машинами, пока не понятно. Необходимость применять гаджеты они отрицают - и сейчас, и в будущем. Словом, затраты сводятся к такому минимуму, при котором, казалось бы, нереально воплотить хоть одну затею для большого города. Даже велопарковок с особыми знаками, по которым жители и гости Питера смогли бы опознать "халявные" велосипеды, устраивать не планируется. Как-то само собой все должно получиться, считают организаторы. Разве что та самая мастерская на Гончарной будет периодически подлатывать двухколесных старичков, чтобы не развалились.
Положа руку на сердце, признаем: идея хоть и прекрасна, но не оригинальна. Во многих городах мира, где автомобили застревают в пробках, а туристы частенько расхаживают по центру пешком, подобные системы велосипедного обмена уже давно функционируют. Например, в Париже есть более тысячи прокатных пунктов, где любой желающий, зарегистрировавшись по проездному или кредитке, может позаимствовать один из двадцати тысяч велосипедов. Первые полчаса он катается бесплатно, а потом придется выложить от одного до четырех евро в час. Не даром, конечно, но и цены не заоблачные. Тем более что прокатные пункты находятся на смешном расстоянии друг от друга, метрах в трехстах. Оставить велосипед можно в любом из них, так что наматывать километры по городу, оплачивая это утомительное катание из собственного кармана, никому не приходится.
Читайте также: Москвичей развлекут велосипедом и танцами
Возможно, когда-нибудь в будущем петербургские "подвешенные" велосипеды тоже превратятся в коммерческое предприятие, ориентированное на туристов. Но пока речь идет об исключительно бесплатной услуге, которая будет существовать за счет добрых петербуржцев. А они свою доброту уже проявили: велосипеды несут один за другим, вытаскивая их из совершенно немыслимых мест. Не все машины подойдут по техническому состоянию, ведь не хотелось бы, чтобы люди падали и получали травмы. Но готовность жителей Северной столицы расстаться с хламом из соображений благотворительности радует.
"Очень хорошая затея! Надеюсь, энтузиасты доведут ее до реализации. Психологически очень важно, чтобы велосипеды имели какой-то общий признак, например, окрашены в один цвет. Но только не в белый! По-моему, наиболее подходящий цвет для таких целей - темно-желтый, с черными полосками. То есть раскраска "общественных" велосипедов может напоминать привычную раскраску автомобильных такси или маршруток. Поверьте, и желающих угнать "общественный" велосипед тогда будет куда меньше. Предполагаю, что такая проблема, увы, все равно возникнет. Сознательных людей у нас, конечно, несравненно больше, но несознательные, увы, тоже есть", - говорит в интервью "Правде.Ру" психолог, кандидат медицинских наук Игорь Янушев.
Читайте все самое интересное в рубрике "Общество".