"Я человек с лужковским прошлым и не стесняюсь этого", - обронил вскользь Александр Кузьмин, говоря вроде бы совсем о других вещах. Видимо, этот факт биографии тоже сыграл не последнюю роль в его отставке, которая произошла как раз в день рождения главного архитектора Москвы.
О его уходе с поста председателя Москомархитектуры, который он занимал с 1996 года, заговорили этой весной. Кузьмин оставался последним крупным чиновником в стройкомплексе столицы, сохранившим свой пост после отставки Юрия Лужкова.
Большая Москва: стало вдвое просторнее?
Касаясь своего "лужковского прошлого" Александр Кузьмин признал, что "тоже совершал ошибки". Правда, подробно распространяться о них не стал, упомянув лишь МКАД. Да и то в качестве не ошибки как таковой, а примера недальновидного расчета. Первое время кольцевая дорога неплохо справлялась со своей функцией разгрузочной трассы для центра, но вскоре застыла и она. Причина простая - постоянный рост частного автопарка. И дальнейшее дорожное строительство проблему пробок уже не решит, уверен Кузьмин. Нужно изменять направление движения - не только в центр, но и в другие районы.
"Пробки - это последствия. Главная причина - нерациональное зонирование Москвы, при котором места для жилья и места для работы никак не пересекаются", - говорит архитектор.
И вот как раз новые территории, присоединенные к Москве 1 июля, дают городу шанс изменить "траекторию движения" - из центра на окраину. "Есть шанс попробовать решить эту задачу в новых границах", - уверен Александр Кузьмин.
Читайте также: Бесплатная земля не удешевила жилье.
В этом он расходится со многими экспертами, которые считают, что никакого "нового центра" не получится. Причина - отсутствие готовой сети инженерных коммуникаций на присоединенных территориях: дорог, воды, электричества. У города на столь масштабное строительство не хватит средств, а бизнесмены в такой проект вкладываться не будут.
Впрочем, Александр Кузьмин как раз уверен, что большие вложения и не потребуются: "Ни в коем случае не нужно возводить там очередные спальные районы с массовой застройкой". По его мысли, за основу планирования надо взять принцип кластеров - медицинского, научного, финансового.
"Мы не собираемся все застраивать. На свободных территориях можно организовать тематические парки. Кроме того, в этом районе три аэропорта. Прорабатывается вопрос строительства дороги, паралелльной МКАДу, которая соединит, например, Внуково - Коммунарку - Бутово", - рассказывал на пресс-конференции Александр Кузьмин.
На вопрос журналистов, что будут делать с имеющимися на этих территориях скотомогильниками, Кузьмин заявил, что их в любом случае необходимо убирать - независимо от того, будет рядом федеральный центр или нет.
Правда, что же конкретно может появиться на этих территориях уже в ближайшее время, экс-главный архитектор Москвы так и не сказал. Точно известно лишь о строительстве нескольких детских садов и школ, а также о переоснащении местных городских служб. К примеру, в одной из пожарных частей вместо трех по плану оказалась лишь одна старая пожарная машина. "Все структуры, отвечающие за безопасность, будут модернизированы", - пообещал Кузьмин.
Читайте также: Жителям "новой Москвы" запретили пить по ночам.
Говорить о планах действительно еще рано. И потому, что итоги конкурса на концепцию развития новой Москвы будут объявлены только в сентябре. И потому, что на самих новых территориях существуют минимум пять генеральных планов застройки. Как в результате совместят одно с другим, пока не знает никто. И отвечать за получившийся гибрид будет уже новый архитектор Москвы.
Как раз сегодня, 13 июля, стало известно о создании в городской администрации специального профильного департамента, который будет заниматься "развитием новых территорий столицы". Правда, ему предстоит решать не только вопросы, связанные с застройкой "новой Москвы". В списке сфер деятельности департамента фигурируют также "развитие коллективного садоводства москвичей" и "обеспечение садоводческих некоммерческих товариществ инженерной и транспортной инфраструктурой". Ну и, само собой, строительство - кроме дорог первой категории и метрополитена. Словом, "освоение территории", присоединяемой к мегаполису.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество".