Отношения автовладельцев со страховщиками никогда не были особо гладкими. Причина тому — неравноценные компенсации ущерба от аварий. Сам закон позволяет страховым компаниям официально занижать сумму выплат, и поправки эту ситуацию не исправят. Но как ни удивительно, выход из тупика найден. Теперь автосервисы выстраиваются в очередь за водителями за право ремонтировать их автомобиль.
Второго июля на сайте Открытого правительства началась общественная экспертиза по поводу пакета поправок в федеральный закон об ОСАГО, которая продлится месяц. Главное новшество законопроекта, подготовленного Минфином, — увеличение лимита выплат. Если в таком виде поправки будут приняты, то пострадавшие при аварии теоретически смогут получить до 500 тысяч рублей (вместо нынешних 160-ти) в качестве компенсации вреда жизни и здоровью. Выплаты при причинении вреда имуществу возрастут до 400 тысяч.
Читайте также: Автострахование без гарантий
Но сам по себе рост лимитов еще ни о чем не говорит, а главное, не гарантирует того, что автовладельцы на деле будут получать максимально высокие компенсации. Эксперты рынка автострахования признают, что сумма выплат по ОСАГО обычно на 30-50 процентов ниже стоимости ремонта автомобиля. И вряд ли с введением поправок ситуация кардинально улучшится.
"Сегодня у страховых компаний два типа жалоб от клиентов: на сроки урегулирования убытков и на суммы выплат. И если с первыми мы стараемся находить компромисс, то со вторыми ситуация гораздо сложнее, поскольку федеральный закон об ОСАГО обязывает страховые компании рассчитывать стоимость ущерба с учетом износа автомобиля", — говорит "Правде.Ру" и. о. руководителя управления урегулирования убытков страховой компании "ОРАНТА" Сергей Гончаров.
Правда, недавно некоторые изменения все же были приняты — например, нулевые нормы ущерба для деталей, отвечающих за безопасность водителя. Но если у вашего новенького авто в результате ДТП серьезно помята дверь, вам ее заменят с учетом износа, и сумма будет меньше цены новой двери. "А можно с уверенностью утверждать, что дверь никак не влияет на безопасность водителя?", — задается резонным вопросом руководитель юридического направления Федерации автовладельцев России Юрий Шулипа.
По его мнению, главное, что надо сделать с законом об ОСАГО — привести его в соответствие с Гражданским кодексом, согласно которому, причиненный ущерб должен быть возмещен в полном объеме. Но об этом в законопроекте ни слова.
Понятно, что и этот документ, как и сам закон, писался не без активного участия страховщиков, которые лоббируют свои интересы. Но оказывается, что и сами бизнесмены начали задумываться о репутационных рисках. По словам Сергея Гончарова, сегодня многие недовольные клиенты выкладывают свою переписку с компаниями в интернете. Если негативных отзывов о той или иной фирме становится слишком много, это может негативно сказаться на прибыли.
Возможно ли совместить интересы страховщиков, желающих максимально сэкономить на выплатах, и интересы автовладельцев, заинтересованных в качественном ремонте? Как ни странно, выход нашел сам бизнес. Некоторое время назад в интернете появился информационный портал, на котором автовладелец, желающий отремонтировать машину, как бы выставляет автомобиль на аукцион, а многочисленные автосервисы предлагают ему свои услуги. При этом сервис запрограммирован так, что работает на понижение цены.
Предприятиям по ремонту автомобилей подобный сервис интересен потому, что сегодня этот рынок перенасыщен. А значит, настало время реальной борьбы за клиентов — в том числе и при помощи низких цен. Ярослав Молдован, генеральный директор нового портала, рассказывает об одном из первых клиентов — владельце "Мерседеса". Тот зарегистрировался на сервисе, но не став ждать заявленные 48 часов на поступление предложений, отправился в знакомый сервис. Какого же был его шок, когда через пару дней ему стали поступать предложения в два раза меньше суммы, которую он заплатил по знакомству!
Подобный сервис может быть интересен не только владельцам ОСАГО, но и тем, у кого КАСКО. Вроде бы оно должно компенсировать всю сумму убытков, но на деле картина далеко не столь радужная. Автовладельцы, которым приходилось иметь дело с компенсацией ущерба по КАСКО, могут рассказать немало интересного. Например, о выборе, перед которым их ставят страховые компании: ремонт через полгода у черта на куличках — или денежная выплата, но на 30 процентов ниже реального ущерба.
"Определить, что именно требуется в данном случае — ремонт или замена — может только специалист. Сейчас есть технологии, позволяющие восстанавливать практически все — в том числе навесные элементы кузова", — рассказал "Правде.Ру" Александр Аверкиев, начальник отдела экспертизы и урегулирования убытков страховой компании "РК-гарант".
По его словам, новый информационный сервис, с помощью которого автовладелец может отремонтировать свою машину за те деньги, что выплатил ему автостраховщик, весьма выгоден страховым компаниям: "Мы реально экономим деньги".
Читайте также: Народный эпос: сага об ОСАГО
А Юрий Шулипа из Федерации автовладельцев России уверен, что подобная подстройка под интересы клиента — правильный и логичный ход со стороны бизнеса. "Между страховщиками и их клиентами всегда будут те или иные разногласия. Поэтому появление такого промежуточного звена очень удобно. Во всяком случае это лучше, чем бегать по судам, которые рассматривают подобные дела по два-три года", — считает он.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"