В 2014 году должен быть готов опытный образец ударного беспилотного летательного аппарата отечественной разработки и постройки и начаты его государственные испытания. Раньше не получится. Помнится, во время российско-грузинского конфликта 2008 года российские военные жалели, что у них нет хорошего беспилотника…
У грузин великолепные летательные аппараты без пилота были американского производства, а у нас каких только не было… О том, что Россия надеется через два года получить собственный боевой беспилотник, сообщил журналистам в пятницу, 20 апреля первый заместитель министра обороны Александр Сухоруков во время визита на Уральский турбинный заводе в Екатеринбурге.
Контракт на разработку и производство ударных российских беспилотников был подписан с компаниями "Сокол" и "Транзас" в минувшем году. Р потенциальных возможностях этих предприятий эксперты отзываются достаточно хорошо.
"На прошлой неделе на совещании под руководством вице-премьера РФ Дмитрия Олеговича Рогозина этот вопрос рассматривался, взятые на себя обязательства предприятия выполнят в срок, мы уверены", — приводит РИА Новости слова Сухорукова.
Ранее начальник Генштаба вооруженных сил генерал армии Николай Макаров заявил, что испытания отечественного беспилотника должны начаться в конце 2012 года. Значит, не получилось… Сейчас на вооружении российских войск есть беспилотные аппараты ближнего радиуса действия, предназначенные лишь для ведения разведки.
Кстати, Макаров уже давал положительную оценку работе предприятий "Транзас" и "Сокол", которым предстоит создать беспилотный летательный аппарат. Он посетовал, что ранее Минобороны потратило впустую миллиарды рублей на разработку отечественных беспилотников — тогда этим занималось предприятие "Вега". Иногда раздаются голоса скептиков: мол, в России маловато опыта по созданию беспилотников, на эти деньги лучше закупать их за рубежом.
Но, собственно, так оно и делается. Например, в 2010 году российская компания "Оборонпром", входящая в состав госкорпорации "Ростехнологии", подписала с израильской компанией IAI контракт, в соответствии с которым в России появится совместное предприятие по сборке беспилотных летательных аппаратов.
Контракт предполагает, что израильская сторона будет поставлять комплектующие для сборки беспилотников и осуществлять сервисное обслуживание. Стоимость сделки составляет 400 миллионов долларов — сумма явно немалая. По разным данным, с февраля 2012 года производство беспилотных самолетов по израильской лицензии начато на Уральском заводе гражданской авиации.
Кстати, слово "дрон", используемое в просторечии как наименование для беспилотника, произошло от английского drone — "трутень". Военные, которым приходится иметь с ними дело чаще других, называют их так чуть ли не официально.
Минобороны уже потратило на разработку этих самых дронов пять миллиардов рублей. Но, по заявлению замминистра обороны генерал-полковника Владимира Поповкина, вложения не принесли желаемого результата. 7 апреля 2010 года генерал Поповкин сообщил прессе: "В прошлом году мы провели испытания всех представленных российской промышленностью беспилотных летательных аппаратов. Ни один из них не выдержал программу испытаний".
По словам замминистра, российские беспилотники очень сильно уступают продукции других стран. Так что надежды военных на то, что к 2014 году у нас все-таки появится что-то достойное беспилотно-летающее, достаточно горячи.
Первые дроны появились более 100 лет назад. Считается, что первый беспилотник был изобретен молодым американским военным инженером из Огайо Чарльзом Кеттерингом в 1910 году — именно он предложил тогда использовать летательные аппараты без человека.
По его замыслу, управляемое часовым механизмом устройство в заданном месте должно было сбрасывать крылья и падать, как бомба, на врага. Получив финансирование армии США, он построил и с переменным успехом испытал несколько устройств, но в боевых действиях они так и не применялись.
Читайте также: Мельница мифов: оружие, которого не было
В 1933 году в Великобритании был разработан первый дрон многократного использования. Для этого были использованы три биплана, дистанционно управляемые с судна по радио. Два из них потерпели аварию, а третий совершил успешный полет, сделав Великобританию первой страной, извлекшей пользу из беспилотников. Ну, а представить себе современную армию без дронов вообще невозможно.