Более 90 процентов датских мужчин заявили, что главной ценностью для них являются дети, а не карьера или отношения в семье. Но стать реальным, а не формальным отцом для датчанина сегодня проблема. Местные женщины не хотят жертвовать своей независимостью и, скорее, предпочтут статус матери- одиночки, чем замужней дамы. Остается выход — жениться на иностранке, у которой при разводе можно будет легко отнять ребенка. В случае брака с россиянкой это сделать еще проще, поскольку наше законодательство не предоставляет российское гражданство ребенку автоматически, требуя на это разрешение отца. И получается, что жены из России выступают в роли суррогатных матерей для иностранных отцов.
Скандинавские страны по многим жизненным параметрам можно назвать самыми передовыми. Неслучайно они занимают первые места во всевозможных рейтингах самых благополучных государств. Неудивительно, что и проблемы гендерного равноправия здесь давно уже решены. Так что женщины не только имеют равные с мужчинами экономические и политические права, но в некоторых случаях еще и получают преимущество. Например, в вопросах деторождения.
Сегодня скандинавская женщина сама вправе решать, иметь ли ей ребенка. А если иметь, то каким образом получить желаемый результат — естественным путем или с помощью искусственного оплодотворения.
Читайте также: На русских детей объявлена охота?
Выходить замуж, чтобы содержать детей, при этом совершенно необязательно. Уровень дохода и государственные пособия позволяют матерям-одиночкам без проблем вырастить ребенка самим. К тому же государство до минимума сократило и такой немаловажный стимул для рождения детей в официальном браке, как алименты в случае развода. Сегодня они составляют едва ли половину суммы от месячной платы за детский сад. И спрашивается, зачем "огород городить" — связываться с браком, а тем более с судом за ребенка.
Что же остается в этом случае мужчинам? Тем более мужчинам, которые очень хотят иметь детей? Согласно социологическому исследованию, проведенному недавно в Дании, 92 процента мужчин заявили, что отцовство кардинальным образом изменило их жизнь, придав ей новый смысл. И главной ценностью на сегодня для них являются именно дети, а не карьера или отношения в семье.
Но стать полноценным отцом — не тем, кто поможет женщине забеременеть, а будет воспитывать вместе с ней детей, датскому мужчине сегодня непросто. Хотя бы потому, что институт традиционной семьи почти разрушен. Около миллиона взрослых признаются, что они живут одни — без детей, родителей или сожителей.
При том, что население Дании составляет пять миллионов человек, включая стариков и детей. Суррогатное материнство в этой стране также запрещено. Правда, закон разрешает женщине подарить свою яйцеклетку, но ни в коем случае не продавать ее. За последние несколько лет случаев дарения было всего несколько, так что на статистику они не влияют.
Читайте также: Встречи с кошмаром… разрешены
Какой же способ остается у мужчин, желающих стать отцами? Жениться на иностранке, особенно из стран третьего мира, женщины которых, как правило, не слишком осведомлены о своих правах и последствиях брака и развода с гражданином другого государства. И наиболее "легкая добыча" в этом смысле русские женщины.
Отнять ребенка, рожденного в браке с россиянкой, не составляет особого труда. В первую очередь потому,чтороссийское законодательство не дает таким детям гражданство РФ автоматически — по "наследству" от матери. На это требуется обязательное согласие отца.
"Правда.Ру" рассказывала о том, насколько дискриминационным является российский закон о гражданстве по сравнению с подобными законодательными актами большинства западных стран. Адвокат Нелли Казикова, более 15 лет живущая в Дании, в своей практике постоянно сталкивается с ситуациями, когда суд присуждает право опеки ребенком, рожденным в российско-датской семье, именно отцу-датчанину.
Читайте также: Финны охотятся за неродившимися детьми
Из своего опыта она пришла к выводу, что россиянок нередко используют как своего рода суррогатных матерей, разумеется, не сообщая женщине заранее об этом. "Анализ целого ряда дел о родительских правах, где я представляла интересы русскоговорящих женщин-иностранок, имели общие характеристики: женщина не была знакома с датским законодательством до своего приезда в Данию, брак заключался достаточно быстро, датский муж, как правило, переставал поддерживать супружескую связь сразу после того, как оказывалось, что женщина беременна, муж применял все способы для того, чтобы избавиться от матери ребенка сразу же после того, как она переставала кормить грудью.
Кроме того, мужья были очень осведомлены о судебной практике в такого рода делах, и заранее выстраивали ситуацию и собирали "доказательства" — делали огромное количество фотографий малыша и себя (без матери), писали жалобы на жену в коммуну о том, что "она плохая мать", — рассказывает Нелли Казикова. Ну, а решающим аргументом для суда становится угроза "киднеппинга" — попытки увезти ребенка в Россию, в чем неизменно обвиняют российских матерей. Хотя осуществить это на законных основаниях им практически невозможно — из-за отсутствия у ребенка российского гражданства.
"Я знаю случаи, когда отчаявшиеся матери-россиянки, вписывали сами своих детей в свои российские паспорта, чтобы "эвакуировать" детей в Россию. Это действие является подделкой документов и может быть уголовно наказано властями России. Таким образом действующий "Закон о гражданстве РФ" создает ситуацию, которая провоцирует криминализацию граждан России.
Читайте также: Улыбаемся и… машем норвежской опеке
Мне также известны случаи, когда родители-неграждане РФ "продавали" родителю-россиянину свое согласие на приобретение российского гражданства общему ребенку.
Платой за это согласие, как правило, бывает отказ от каких-то имущественных прав, например, подписание несправедливого брачного договора, отказ от алиментов на ребенка, и так далее", — говорит адвокат Нелли Казикова.
Конечно, проблемы раздела детей возникают не только в российско-датских семьях. Сегодня вся Дания обсуждает случай, когда отец-датчанин украл ребенка из детского сада в Австрии, где он проживал вместе с матерью, гражданкой этой страны. Ситуация усугубляется тем, что австрийский суд присудил опеку над ребенком его матери, датский соответственно — отцу. И как два европейских государства будут выходить из этой в общем-то тупиковой ситуации, непонятно.
Но для нас вывод один: каждая страна считает необходимым законодательно поддерживать приоритет родительских прав именно для своего гражданина. И только Россия пока является исключением.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"