Свершилось: модернизированный для Индии авианосец "Викрамадитья" (бывший "Адмирал Горшков") вышел море впервые за 20 с лишним лет. Случилось это прошлой ночью. Кораблю предстоит провести ходовые испытания. С неделю авианосец проведет в Белом море, потом перейдет в Баренцево для испытаний авиационной группы. Работы обошлись в 2,3 миллиарда долларов.
Этого момента ждали долго. Но теперь крупнейший в истории военно-технического сотрудничества Индии и России контракт на переоборудование российского авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" в авианосец "Викрамадитья" (что в переводе на русский означает "Всемогущий") для индийских ВМС перешел в финальную стадию.
Читайте также: Индийский авианосец чинят незаконно?
Контракт с Индией был заключен Россией еще в 2004 году и предусматривал, что северодвинская верфь "Севмаш" модернизует корабль за 750 миллионов долларов и поставит Индии палубную авиацию на такую же сумму. Сам корпус корабля передавался Индии бесплатно. Первоначально сдача корабля заказчику планировалась в 2008 году, но из-за увеличения объема работ сроки неоднократно сдвигались.
А все потому, что российская сторона неправильно оценила, точнее, недооценила стоимость работ по модернизации корабля. Цены на комплектующие детали, приборы и агрегаты росли, соответственно, росла и стоимость контракта. Теперь уже трудно подсчитать, сколько раз цена его менялась… В конце концов стороны договорились. Окончательная сумма контракта составляет 2,3 миллиарда долларов и является дополнительной к подписанному в 2004 году соглашению. На корабле будут базироваться истребители "МиГ-29К" и вертолеты "Ка-27" и "Ка-31".
Первоначально планировалось вывести корабль в море 25 мая нынешнего года, в Северодвинске даже ждали президента России, однако по разным причинам сроки начала ходовых испытаний перенесли на ночь 8 июня. Общее время ходовых испытаний корабля и авиационной части — 120 суток.
На его борту находится смешанный российско-индийский экипаж — всего около 2 тысяч человек, но на первых порах индийские моряки в основном будут выступать в качестве наблюдателей. Командиром корабля является наш российский капитан первого ранга Игорь Рябко.
Вот что сообщил "Правде.Ру" генеральный директор ОАО "ПО "Севмаш" Андрей Дьячков:
"Это важное событие не только для нашего предприятия, но и для всей российской промышленности. Не скроем, было много сомнений, но наша совместная плотная работа с группой наблюдения Военно-морских сил Индии, с проектантом, с контрагентскими организациями позволила подготовить корабль к первому выходу в море.
Это был корабль, приспособленный для вертикального взлета самолетов — соответственно, была полностью преобразована взлетная палуба. Трамплин для взлета был изготовлен на "Севмаше" и установлен на корабль — это была уникальнейшая операция. Судно фактически преобразилось — теперь это современный, мощный авианесущий крейсер. Даже жаль, что он уходит из нашей страны".
В пресс-службе верфи "Правде.Ру" сообщили, что за время ремонта и модернизации корабля была расширена полетная палуба, сформирован трамплин с углом 14 градусов и тремя аэрофинишерами, силовая установка переведена с мазута на дизельное топливо, заменены 2,4 тысячи километров кабеля, проделано 500 вырезов в корпусе авианосца для выгрузки старых конструкций. В работах принимали участие судостроители с Дальнего Востока, из Санкт-Петербурга, Воронежа, Астрахани, Севастополя.
Вообще судьба этого корабля довольно непроста. Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков" (до 4 октября 1990 года назывался крейсер "Баку") был построен в Hиколаеве. 30 декабря 1987 он был включен в состав Северного флота. А уже 3 февраля 1992 поставлен на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск), после чего в море не выходил. То есть сегодняшний выход его в море — первый после более чем 20-летней стоянки.
Жители Северодвинска и гости города наблюдали громаду авианосца аж с 1999 года — тогда его перевели на "Севмаш" не своим ходом, а под буксирами. Зачем это понадобилось, было непонятно. Сейчас старожилы вспоминают, что это была инициатива тогдашнего гендиректора "Севмаша", героя России Давида Пашаева.
Узнав, что у мурманского причала ржавеет и приходит в негодность прекрасный корабль, он отправился в правительство (а возможности такие у геройского директора были) и убедил "больших людей" передать его заводу. А и действительно, уже тогда было понятно, что в Мурманске его в строй не ввести. Вот и отдали Северодвинску — не пропадать же добру. И лишь через пять лет был подписан многострадальный контракт с Индией…
Что же, остается пожелать и индийским, и российским морякам и корабелам, чтобы все испытания авианосца "Викрамадитья" прошли успешно.
Читайте также: Русская "Чакра" открылась для Индии
Передача корабля ВМС Индии запланирована на декабрь 2012 года. После завершения ремонта и модернизации водоизмещение корабля превысит 45 тысяч тонн. Длина корабля — 283 метра, ширина — 59,8 метра, общее количество летательных аппаратов — 30, численность экипажа — 1924 человека.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"