Сегодня слово "хипстер" на первых строках в печати и на ТВ. Про них говорят то с иронией, то с пренебрежением, а то и с раздражением и агрессией. Почему мы миримся с плясками готов на кладбище или с небезобидной идеологией эмо, но не приемлем хипстеров с их простыми желаниями быть "в теме", жить в удовольствие и оттачивать "лук" (внешний вид)?
Однако теперь ни один молодой человек всерьез не скажет, что он хипстер. Десяти лет хватило на то, чтобы известное еще со времен хиппи выражение to be hip, приобрело резко негативную окраску с очевидным намеком на поверхностное отношение к жизни, лень, бездуховность и прочие качества, свойственные тем, кто хочет казаться, а не быть. И очень сложно понять, в чем конкретно кроется недовольство, потому что абсолютно любая субкультура имеет свой регламент, правила и определенные формы проявления.
Читайте также: Тело в дело, или Спасет ли нагота мир
Хипстеры, или как их еще называют "инди-киды" — это молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет. Как правило, это представители среднего класса, которые увлекаются артхаусным кино, альтернативной музыкой, искусством, модой, дизайном. Считается, что хипстер должен носить узкие джинсы скинни или цветные лосины, очки в массивной оправе (естественно, для создания образа "умника"), "растянутые" футболки, винтажные свитера, кеды Converse и объемные шарфы.
Хотя, справедливости ради, необходимо заметить, что, если уж мы говорим о людях, скрупулезно следящих за модой и новыми тенденциями, то вид их должен меняться достаточно быстро. Например, сегодняшние атрибуты хипстера — это, скорее, различные шляпы, оригинальные головные уборы, потертая джинса, обрезанные шорты и пиджаки с поролоновыми плечиками. У хипстера может не оказаться денег на метро, но зато у него есть разнообразное техническое обеспечение, включая гаджеты (исключительно фирмы "Apple"), записная книжка с резиночкой — "Молескин" и пленочный зеркальный фотоаппарат.
Строгое следование моде, тщательный отбор брендов и стремление соответствовать вызывают у критиков приступы бешенства. Взрослое поколение — люди, которые в свое время были идейными бунтарями, рокерами, металлистами, байкерами и качками, никак не могут взять в толк, почему их дети так отчаянно и упорно следуют мифическим, непонятным канонам стиля, пренебрегают постоянством и ни на чем не сосредотачиваются. А защитники хипстеров указывают на то, что неуместно пенять молодежи на то, в чем виновато само общество потребления.
По их мнению, выбрав конкретное направление, хипстеры защищаются от бесконечного потока рекламы, от информационного мусора, который призывает покупать и тратить. Хипстеры же выбрали для себя что-то одно, сэкономив время и силы.
Конечно, не только за внешность хипстеров прозвали "поколением мыльных пузырей". Их считают дилетантами, обеспеченными недорослями, которые носятся в поисках чего-то нового и яркого. В глазах многих российский хипстер — это поверхностный молодой человек, всеми силами старающийся пустить пыль в глаза. В отличие от американского хипстера — зануды-бородача, наш хипстер не читает книг, а читает рецензии, не слушает музыку, а ходит на модные концерты.
Хипстер ничего не умеет и не создает — он лишь должен быть в курсе, что появилось нового. В среде хипстеров не говорят о сексе и о работе. Может быть, именно за это их так не любят? Все погружены в добычу материальных благ, вынуждены вкалывать и постоянно выбирать, а хипстер беззаботен в своем неучастии.
Те, кто утверждают, что у хипстеров нет идеологии — очевидно, ошибаются. Стремление к смене картинок нельзя назвать философией жизни, но то, что за этим кроется — вполне. Подросло поколение тех, кто видит, как мелькают "лайки", появляются и исчезают статусы, как один ролик, набрав несколько миллионов просмотров, теснит другой. Хипстеры живут в другой реальности, которая ежедневно возникает и умирает в новостях, на обложках глянцевых журналов и в соцсетях. У нынешней молодежи гораздо больше возможностей, но и гораздо меньше иллюзий. Разве не закономерно в таком случае выглядит решение спрятаться, отстраниться, оградить себя, выбирать то, что лично ты считаешь интересным и даже элитарным? Отсутствие позиции не всегда может считаться позицией, но в данном случае есть повод говорить о наличии убеждений.
Первая хипстерская акция прошла в Новосибирске в 2004 году. В 2010 "Монстрации" прошли уже во всех крупных городах России. Толпы молодых людей выходят на улицы с шариками и транспарантами, на которых написаны ничего не значащие лозунги: "Я больше не буду!", "Все свободны!", "Я ем!". Молодежь, излучая радость, скандирует в мегафоны, удивляя прохожих. Если отбросить мысли о революционной подоплеке, невоспитанности и прочее занудство, можно разглядеть в этом ироничный бунт молодых. Отрицание прослеживается во всем: в одежде, в манерах, в поведении, в сленге, в музыке. Они не хотят быть похожими на родителей. Пока хипстеров ругают, обвиняя в инфантилизме, они смотрят новый "шедевр" датского кинематографа и всем своим видом выказывают пренебрежение к тем, кто делает карьеру, сколачивает капитал, потребляет, продает и покупает.
Читайте также: Флешмоб: шутка делу не помеха
Хипстеры были всегда. Их могли называть по-другому: нигилисты, стиляги или хиппи. И начиналось все одинаково — молодежь хотела самовыражения, которое в этом возрасте зачастую происходит через отрицание. И лишь взрослые из юношеского протеста, из игры делают нечто ужасное: видят в них страшные перспективы деградации и винят во всех грехах. Не их вина, если они кажутся нам равнодушными и инфантильными. Просто взрослые решили, что их дети вырастут активными, энергичными, благополучными, свободными — в их понимании, но не учли, что дети могут трактовать эти понятия по-своему.
В любом случае, показать, на что способна нынешняя молодежь, способно лишь время, а пока мы можем постараться ее понять и признаться, что все мы чуточку хипстеры.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"