logo

Уголки России: патефон вместо компьютера

Уголки России: патефон вместо компьютера

Кажется, Россия живет только политическими перипетиями. Однако миллионам людей фамилии участников московского политбомонда ничего не говорят. У них другая жизнь и масса важных проблем. В деревне Медведково погибают колодцы, а вместе с ними жизнь. А в соседней Чистой Дуброве жизнь кипит — там можно послушать патефон и увидеть японскую живопись.

 

"Ну кто у нас? Аленка, Лера, Лиза, Нечаевы двое в Медведкове, да у нас пять, вот и все дети", — перечисляет всех деревенских детей в Чистой Дуброве директор местного дома культуры Любовь Павлова. Когда-то здесь, в Весьегонском районе на севере Тверской области, жило аж 120 тысяч человек. Но это было давно, еще до революции. Потом построили плотину громадного Рыбинского водохранилища, и тысячи гектаров отличной земли вместе с двумя сотнями деревень ушли под воду. Люди разъехались кто куда, но в целом жизнь била ключом. Упадок начался задолго до развала Советского Союза, еще в 70-е годы, когда разница в уровне жизни города и деревни стала бросаться в глаза.

Читайте также: Уголки России: острог, резьба и черное золото

Теперь во вполне живой, кстати, Чистой Дуброве живет 107 человек, хотя, когда-то было больше шестисот. Соседним деревням повезло меньше: в Медведково, которое находится в трех километрах от Дубровы и куда мы дошли пешком, осталось всего 15 человек. Всего в округе 230 жителей. Всю эту статистику мы узнали от директора местной библиотеки Татьяны Орловой, которая записала всех жителей 12-ти окрестных сел в свои читатели. Впрочем, она говорит правду. Как ни странно, очаги культуры живы. И здесь, в Чистой Дуброве, двухэтажный деревянный дом культуры — это и библиотека, и танцевальный клуб, и выставочный зал, и спортклуб и даже буфет, в котором можно выпить чай.

Когда вы в последний раз видели настоящий патефон? А здесь для детей периодически организовываются вечера патефонной музыки. Раритет подарила библиотеке местная старушка. За техникой тщательно следят, ведь второго такого не найти. Более того, идею оценили в райцентре, и поэтому мы не смогли послушать музыку — сейчас все пластинки отвезли в центральную районную библиотеку, где теперь тоже играет патефон.

 

Недавно был вечер ретротанцевальной музыки и тоже под патефон. Всем пятерым местным детям очень понравилось. А у лестницы разместилась выставка японской живописи суми-э. Рисунки созданы, похоже, теми же самыми детьми.

Библиотечное дело в селе поставлено на должном уровне. Литература есть. Если чего-то нет, в районе существует обменный фонд. Необходимые книги могут найти даже студенты, которых здесь можно увидеть только летом — в гостях у бабушек.

Но с современными технологиями беда. Стоит один неработающий монитор с процессором IBM образца начала 90-х. Объясняем, что возрождать его к жизни для того, чтобы выходить в интернет, бессмысленно. Лучше купить новый. "Мы-то обычная библиотека. Вот в районе и в крупных библиотеках, компьютеры есть", — объясняет нам директор.

Библиотека занимает второй этаж Дома культуры. Спускаемся на первый — там, собственно, главный очаг местной культуры. Но здесь похоже, более популярен спорт — полкомнаты занимает стол для игры в настольный теннис. А вот и сами представители немногочисленного молодого поколения. Две девочки живут в деревне, а мальчик с ними, житель Питера, тут в гостях. Он говорит, что в деревне ему больше всего нравится воздух.

Но есть здесь место и пожилым. Старики приходят на посиделки и поют, в основном, песни из репертуара Кадышевой.

Татьяна Соколова — "провинциал". Она живет не в густонаселенной по местным меркам Чистой Дуброве, а в Медведовке, в нескольких километрах отсюда. Путь между деревнями преодолевает на стареньком велосипеде. Мы напросились с ней в ее село, а по пути она рассказала нам о местных слухах, сплетнях и новостях. Начинаем с президентских выборов. Для нее день 4 марта запомнился не только выборами, но и тем, что по дороге на избирательный участок она в очередной раз повидалась с дикой природой. "Снег был. Едем на автобусе. Вдруг смотрим, два лося перебегают дорогу. Потом один резко повернулся и побежал назад, в лес, видимо нас испугался. И смотрим, два лося бегают с одной стороны дороги, и один с другой. Видимо, семья. А в тот год, что было! Иду пешком в деревню с тачкой. Темнеет уже. Вижу, четыре точки — кабаны. Оказывается, тоже семья", — рассказывает нам Татьяна.

Читайте также: Уголки России: "Дулаг-125" и трава по пояс

Потихоньку покидаем пределы ЧистойДубровы.Татьяна заочно знакомит нас с жителями домов, мимо которых мы проходим. В день выборов была еще одна история, куда более драматичная, чем встреча с лосем. "Пришли с урнами, а он уже и сидит на диване мертвый. Пил много говорят, а всего лет 50 ему было", — рассказывает женщина про неожиданно скончавшегося хозяина симпатичной избушки на окраине деревни. Его дом теперь будет продаваться — разумеется, за копейки. 30, 40, 60 тысяч рублей. Больше дома здесь не стоят.

Кстати, по поводу алкоголизма. Патриотично настроенные по отношению к своему селу жители Чистой Дубровы говорят, что здесь пьют мало, во всяком случае в сравнении с другим соседним селом Суково. "Не все конечно, но многие там пьют, есть где и целыми семьями", — говорит библиотекарь.

Заходим в Медведовку. Теперь уже Татьяна Соколова рассказывает нам о бывших хозяевах, давно пустующих домов. Здесь жил кто-то, кто теперь в Питере, кто-то в Весьегонске. У одного соседа по жене в соседних деревнях, но сам он отсюда уехал.

Татьяна зовет нас к себе в гости. Обычная деревянная изба, кошка на подоконнике, стопка дров сзади двора и злая собака в окружении высоченного частокола. Собаку держат в "тюрьме" оттого, что любит она побаловать себя соседскими курами. Надо сказать, Барбос не промах — разрыл громадную яму, чтобы выбраться на волю. В доме бедно, если не сказать, убого. Небольшая жилая комната, русская печь, на фотографиях уже ушедшие из жизни родственники.

Вторая половина дома — прихожая, у которой нет потолка, сразу крыша. Татьяна живет здесь с бабушкой. Валентине Лосевой 76 лет, она давно на пенсии. Сорок лет отработала в совхозе. Теперь из развлечений только телевизор. Антенна "Триколор" бросается в глаза на стене бедной избушки. Выйти, кроме как на крыльцо, старушка никуда не может: болят ноги. 

 

Она как раз из тех, кого переселили в связи с созданием Рыбинского водохранилища. В 1939 году она переехала в Медведково из деревни Язино, которая уже 70 лет под водой.

-Не скучно вам тут?

-А у меня, милок, и не было в жизни времени скучать. Вон сейчас поля зарастают, а тогда тут фермы были. Потом их закрыли, и я перешла в Дуброву, там 14 лет отработала", — приводит факты из своей биографии старушка.

Главная проблема Медведково — колодцы. Они тут разумеется, в каждом дворе. Таких "излишеств", как водоснабжение и газ, здесь не знают до сих пор. Верхняя часть колодца состоит из деревянных колец. Колодцы старые, дерево гниет. Если только кусок гнилого дерева упал в колодец, то вода для питья не пригодна. Колодцы можно спасти, если успеть заменить прогнившие деревянные кольца на железобетонные.

Собственно, один такой счастливый колодец, который собираются реконструировать, в деревне есть. Вокруг него раскиданы новые кольца. Но одного колодца на все 15 человек, которые живут в Медведково, не хватит. К тому же почти все пенсионеры, пройти даже 50 метров для них проблема. Одно кольцо стоит около 3 тысяч, на один колодец нужно 12-15 колец. Плюс работа. В итоге все вместе стоит больше, чем 50 тысяч. Татьяна Соколова говорит, что районная администрация, у которой сельчане выпрашивают помощь в ремонте колодцев, предложила рациональный выход — скинуться пополам. Но даже 30 тысяч рублей для местных — заоблачные деньги. Если не успеть спасти колодцы, то деревня опустеет вмиг.

Читайте также: Уголки России: Пушкин и пожарские котлеты

Мимо Медведовки проходит шоссе районного значения. На машине деревню можно проскочить и не заметить. Здесь никогда и не жило много людей. Но цивилизация сделала свое дело — жить, как 100 лет назад, мало кто захочет. И теперь к давно опустевшим избушкам подступает лес. Колхозные поля превратились в молодые живописные березовые рощи, а дикие животные не стесняются выходить на деревенскую околицу. Медведково, скорее всего, тихо опустеет так же, как десятки других окрестных деревень. Но в Чистой Дуброве жизнь еще теплится, и может быть, ее удастся сохранить.

Читайте другие материалы в серии "Уголки России":

Уголки России: "Музей живой воды"

Уголки России: сокровища подземелий

Уголки России: где рухнули мечты Наполеона

Уголки России: Волга - главная улица страны

Уголки России: город пятиста рублей

Уголки России: плавильный котел двух культур

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"