Пьяных пилотов - в черные списки

Инициативы, которые у части населения могут вызвать ироничную ухмылку, прорисовываются в прессе с завидной периодичностью. Глава "Аэрофлота" Виталий Савельев предложил ввести для провинившихся пилотов запрет на право полетов. Пилоты, как говорится, хрюкнули в чернильницы. При нынешнем состоянии авиакадров разбрасываться летчиками не получится.

Ну посудите сами: нашей могучей гражданской авиации в год нужно как минимум около тысячи новых (подчеркиваю — именно новых, дополнительных пилотов!). А, согласно статистике, в воздушный флот приходит только 400 выпускников "воздушных" вузов. Которым, кстати, надо еще набираться опыта много-много лет. Не редкость, когда командиры экипажей, первые, а порой и вторые пилоты разменивают седьмой десяток и еще не собираются уходить на покой.

Нарушители дисциплины, хулиганы, дебоширы и так далее, будучи выгнанными из того же "Аэрофлота", преспокойно могут уйти в любую другую авиакомпанию, даже зарубежную, и благополучно бороздить те же самые воздушные океаны. Как говорится, мастерство не пропьешь…

Читайте также: Гимн безалаберности: авиакатастрофа на земле

Но вот в чем дело: в серьезных российских, да и зарубежных авиакомпаниях такие "черные списки" существуют уже давно. Потому что во всем мире хорощие пилоты с незапятнанной и личной, и профессиональной биографией на особом счету. Как и разгильдяи — их списки тоже есть в отделах кадров компаний.

Вспоминаю случай, рассказанный мне старым товарищем, пилотом гражданской авиации. Выгнали одного летчика из российской авиакомпании. Он по интернету давай наниматься в могучую авиацию Камеруна — довольно отсталую африканскую страну. А ему отвечают: а вас за пребывание в нетрезвом состоянии такого-то июня 1985 года сняли с рейса "Якутск-Хабаровск". Вот тебе и отсталая страна — какую базу данных имеет…

Интересно, что с инициативой создать официальный "черный список" пилотов руководитель "Аэрофлота" засветился на церемонии вручения премии "Крылья России". Достаточно символично… Как свидетельствует пресса, Савельев там же сказал, что "Аэрофлот" мог бы брать пилотов из стран СНГ, поскольку они ничем не хуже российских профессионалов, однако законодательно сейчас этого делать нельзя. Судя по всему, Виталий Савельев и возглавляемая им авиакомпания будет обращаться с этой инициативой в Госдуму, чтобы там подумали над соответствующим законопроектом.

Вспоминается совещание, которое в конце октября минувшего года проводил лично сам министр транспорта Игорь Левитин. Он тогда грозно заявил, что российские пилоты продолжают выпивать, а авиакомпании зачастую покрывают своих сотрудников. После чего он устроил разбор полетов всему руководству Росавиации. И есть за что. Судите сами.

Читайте также: Пилоты стали реже летать "под мухой"

За 2009 год 27 летчиков и бортпроводников снимали с рейсов из-за сильного алкогольного опьянения. На следующий год нарушителей сухого закона было уже одиннадцать. А в 2011-м и того меньше — всего семь. Авиаторов-пьяниц стало меньше, или просто их стали меньше ловить? Периодически ловят авиаторов даже на наркотиках.

Кстати, в отечественной авиации есть официальная классификация выпивающих. Они могут быть просто пьяницами, а могут быть и алкоголиками. Алкоголиков к полетам вообще не допускают, а вот обычный бытовой пьяница к полетам допущен быть может, но только после углубленного медицинского обследования в стационарных условиях и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в течение двух-трех месяцев.

Вышеупомянутый летчик гражданской транспортной авиации на пенсии рассказывал мне такую историю. В последние годы предполетный медицинский контроль в российских аэропортах, конечно, на высоте — пьяному за штурвал пробраться непросто, хотя такое все-таки и бывает, чего уж там.

Читайте также: Росавиации добавили "полосы движения"

Но лет пятнадцать назад, во времена "лихих" 90-х, когда самолетное хозяйство переживало нелегкие времена полуразвала, заправляться алкогольным "горючим" было у некоторых летчиков чем-то вроде традиции. Вспоминаете сцену из незабвенного кино "Особенности национальной охоты", в которой летчики за пару поллитровок везли в бомболюке корову? В ней достаточно правды…

Представьте такую картинку тех дремучих лет, живописно озвученную моим товарищем-летуном. 1994 год. Грузовой "Ан-24" готовится к полету на заросшей мхами взлетной полосе в глубокой сибирской тайге. Состояние "взлетки" аховое, состояние самолета не лучше. Но состояние первого и второго пилотов вообще никакое.

Их выносят из деревянного здания аэропорта буквально на руках. Лететь вроде бы недалеко, в другой такой же таежный аэропортик в 500 километрах. Пилоты вскарабкиваются на борт, крутят ручки, щелкают тумблерами — профессионалы, мастерство не пропьешь. Взлетают без проблем.

И тут, минут через двадцать, летчики вдруг начинают медленно понимать, что на борту самолета они вдвоем. То есть нет ни инженера, ни штурмана — никого! Куда лететь надо — вспомнить не могут. Хорошо, что еще светло, внизу хоть что-то видно.

Читайте также: Воздушные хулиганы - на страже рубежей

Покружили, полетали — может, осенит. Связь почему-то вырубило, спросить не у кого. Запели: "Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги!" И тут в "зеленом море" мелькает что-то вроде взлетной полосы.

Посадка была мастерской, мягкой и плавной, с первого захода. Вылезли из самолета, побрели к одноэтажному зданию, в аэропорт. Оказалось, прилетели туда же, откуда час назад вылетели… Таких историй множество может порассказать любой бывалый летчик. Причем все признают, что нынче в России с пьянством за штурвалом все-таки строго, не то что после развала СССР. А вы говорите — "черные списки"…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"