На Дальнем Востоке следственное управление на транспорте Следственного комитета России возбудило уголовное дело по факту использования рабского труда моряка из Приморья. 63-летний судовой токарь скончался в Персидском заливе на борту грузового судна под флагом микроскопического государства Тувалу (порт приписки — Фунафути) еще в прошлом августе.
В сообщении Дальневосточного следственного управления на транспорте говорится: "Он работал судовым токарем, получил телесные повреждения, был лишен медицинской помощи, возможности покинуть транспорт, а также не мог отказаться от исполнения своих служебных обязанностей и 8 августа 2011 года скончался на борту судна. В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего, а также лиц, причастных к совершению преступления".
Читайте также: За "Булгарию" ответит зицпредседатель?
По сути дела, немолодой моряк оказался в положении раба на чужом судне под иностранным флагом, не имел никаких прав, даже на помощь. Самое печальное, что примерно в таком положении находится множество российских моряков, плавающих на иностранных судах — во всяком случае, публикации о попавших в трудовое рабство на море гражданах России появляются с завидной регулярностью.
Точных цифры, сколько российских мореплавателей служат на иностранных судах, по всей видимости, не существует. Неудивительно — это во времена СССР был строгий контроль и учет, а сейчас положение изменилось. Правда, ряд интернет-источников утверждают, что под иностранными флагами плавают по морям и океанам около 100 тысяч россиян, что очень похоже на правду.
Впрочем, некоторые специалисты не исключают, что это число может быть и больше, причем намного. Вот как прокомментировал "Правде.Ру" эту ситуацию кандидат юридических наук, член Международной ассоциации адвокатов Игорь Васильевич Шмидт:
"В последние несколько лет могучее государство российское более внимательно, тщательнее относится в защите прав наших моряков, плавающих под чужими флагами. Случай с 63-летним мужчиной, умершим на судне под флагом Тувалу, сейчас скорее исключение, чем правило. Значит, что-то где-то не сработало. Но радует хотя бы уже то, что этим делом занялись следственные органы.
Вообще мне кажется, что российские моряки всегда были чуть ли не самыми "выездными" в мире. Потому что и в России, и за ее пределами могут подтвердить свою личность универсальным документом — паспортом моряка. Этот паспорт могли выдать целый ряд ведомств — Минтранс, Минсельхоз, администрации портов и даже какие-нибудь бассейновые управления на речном транспорте. Так что особых препятствий к службе под флагами других государств у наших моряков нет, потому-то их так много на заграничных судах.
Но вот в чем еще дело. Очень часто даже сами иностранные суда, на которых русскоязычные команды, — бывшие российские. Только зарегистрированы они в офшорных зонах или на каких-нибудь микроскопических экзотических островах типа Тувалу или Науру. Этой лазейкой воспользовался практически весь торговый флот России — при нынешней налоговой системе судовладельцам выгоднее держать суда за рубежом.
Надо отметить, что наши моряки, работающие на иностранных судах, очень часто делают это на свой страх и риск. Потому порой и попадают в настоящее рабство. Начнем с того, что чаще всего нанимают их на работу посреднические фирмы — так называемые круинговые компании, агентства по трудоустройству плавсостава. Их полным-полно. Сейчас в одном только Калининграде работает порядка 30 круинговых агентств, которые трудоустраивают российских граждан в иностранные судокомпании.
Их деятельность в России мало кто реально контролирует. Хотя есть, конечно, официальное руководство к действию для таких компаний — принятые еще в 1998 году "Требования к услугам по найму и трудоустройству российских моряков на суда под иностранным флагом".
Кроме того, Россия ратифицировала конвенцию Международной организации труда о найме и трудоустройстве моряков, где четко проговариваются конкретные требования к таким организациям. В России она вступила в силу с 27 августа 2002 года, но, увы, до сих пор так и не заработала в полную силу.
Мухлевать в круинговых компаниях умеют — в этом мне довелось убедиться на собственном опыте. Порой составленные ими договоры найма составлены настолько непрофессионально (или, наоборот, очень хитро), что в случае конфликта с иностранным судовладельцем не защищают интересы моряков. Именно поэтому наших людей могут "бросить" в иностранном порту без средств к существованию, не заплатить деньги за работу.
Правда, в минувшем году было подписано соглашение между профсоюзом моряков и российской миграционной службой о том, что защищать интересы и отстаивать трудовые права моряков, работающих на иностранных судах, они будут совместно. Будет ли прок от такой постановки вопроса — посмотрим. Хочется верить, что будет.
А теперь немного конкретики по вопросу защиты прав российских моряков. Об этом громком деле писали в свое время многие СМИ, в том числе и "Правда.Ру". И вот результат: в Архангельске оглашен приговор последним обвиняемым в захвате сухогруза Arctic Sea. Областной суд приговорил захватчиков сухогруза Arctic Sea к лишению свободы на сроки от 7 до 12 лет по статье "пиратство".
На скамье подсудимых оказались шестеро жителей Таллина, среди которых есть граждане России, Латвии, Эстонии и лица без гражданства. Двоим пиратам назначили тюремное наказание сроком в 7 лет, троих приговорили к 10 годам и одного — к 12 годам лишения свободы в колонии строго режима.
Напомним: 22 июля 2009 года сухогруз Arctic Sea вышел из финского порта Якобстат и проследовал в Алжир с грузом пиломатериалов и экипажем из 15 архангельских моряков. Через неделю судно пропало с радаров, а 3 августа неизвестные потребовали за него выкуп в размере 1,5 миллиона евро. Сухогруз принадлежал мальтийской компании и находился в управлении фирмы из Финляндии. Его страховая стоимость оценивалась в 4 миллиона евро, еще 2 миллиона евро стоил груз древесины на борту.
На спасение Arctic Sea направили военно-морские силы нескольких стран. В середине августа сухогруз обнаружили у островов Зеленого Мыса моряки с российского корабля "Ладный". Они же успешно провели спасательную операцию.
Организатор захвата Дмитрий Савинс получил семь лет колонии строгого режима, один из участников преступной группы Владимир Лунев — пять лет. Сравнительно мягкие приговоры объясняются тем, что Лунев и Савинс признали свою вину и согласились сотрудничать со следствием. По этой же причине их приговоры выделили в отдельное делопроизводство.
Читайте также: "Счастливый берег" пристал к Сейшелам
Впрочем, говорить о том, что в деле "Arctic Sea" поставлена точка, пока рано. Как утверждает организатор захвата Дмитрий Савинс, пираты действовали не по своей инициативе. Заказчиком преступления, по его версии, был эстонский предприниматель Эрик Кросс, который с помощью выкупа хотел поправить свое материальное положение. Однако прокуратура Эстонии не нашла подтвержденной связи бизнесмена с захватчиками судна. Так что дело пока что окончательно не закрыто".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"