В минувшие выходные в США прошел Марш правосудия. Сотни американцев вышли на площадь Свободы в Вашингтоне, чтобы потребовать справедливого возмездия мужчине, который месяц назад застрелил чернокожего подростка. По сути, юноша лишился жизни лишь из-за своего странного внешнего вида, который насторожил патрульного-волонтера.
Трагическая история произошла 26 февраля в городе Сэнфорд, Флорида. В тот день 17-летний Трейвон Мартин отправился навестить своего отца и его невесту, они вместе решили посмотреть баскетбольный матч. Во время перерыва Трейвон отправился в ближайший магазин за холодным чаем и конфетами. Больше родные школьника не видели его живым.
Идущего из магазина Трейвона заметил патрульный-волонтер Дэвид Циммерман. Темнокожий юноша в сильно натянутом капюшоне показался Циммерману подозрительным. "Дружинник" позвонил в полицию и сообщил о своих подозрениях в отношении школьника. Диспетчер посоветовал не преследовать молодого человека и выслал на место патрульную машину. Однако Циммерман решил сделать по-своему: он пошел за Трейвоном. К моменту прибытия патрульной машины, юноша был уже мертв. Циммерман не отрицал свою вину: да, он застрелил подростка, но действовал в целях самообороны. Какая угроза исходила от школьника с бутылкой чая и пакетом леденцов неизвестно до сих пор.
Читайте также: Гомофобы и расисты из детского сада
Эта история произвела эффект разорвавшейся бомбы. Трейвон Мартин — отличник без каких-либо пятен в биографии и проблем с законом, в отличие от своего убийцы. Циммерман в недалеком прошлом обвинялся в избиении невесты, оказании насильственного сопротивления и избиении офицера полиции.
Негодующая общественность абсолютно уверена, что единственная причина, по которой Трейон вызвал подозрение у Циммермана, — "неправильный" цвет кожи. Масло в огонь подлило и известие о том, что убийца не арестован и спокойно разгуливает на свободе. Более того, Дэвиду не предъявлены никакие обвинения. Полиция Сэнфорда утверждает, что у нее нет оснований не доверять словам Циммермана о самообороне.
Это спровоцировало в США серию протестов. Так, в среду в Нью-Йорке прошла многотысячная акция. Демонстранты вышли на улицы, чтобы почтить память убитого Мартина. Мероприятие получило название "Марш миллиона капюшонов", так как в момент убийства Мартин был одет в кофту с капюшоном.
В субботу волна протестов докатилась и до Вашингтона. "Мы хотим справедливости", — скандировали одни участники акции. "Справедливость восторжествует", — вторили им другие. Все участники митинга призывали быть вместе с Трейвоном и его семьей.
Читайте также: Гарри Поттер — каббалист или антисемит?
Многие держали в руках фотографии погибшего подростка, отмечают "Вести". Девочка восьми лет несла плакат с надписью "Меня тоже зовут Трейвон. Я тоже подозрительная". Некоторые интересовались у властей — кто будет следующим, а одна женщина говорила: "Трейвон — это и мой сын". В субботу адвокат Циммермана заявил, что перед тем как прозвучал выстрел, Мартин ударил его подзащитного в нос и тот упал на землю.
Как сообщает "МК", главная причина этой трагедии даже не расизм, которого так боятся в США, а закон, который в 2005 году приняло законодательное собрание Флориды. Документ и подкрепляющие его "принципы" на практике, как отмечает издание, означали следующее: если человеку показалось, что кто-то ему угрожает в его же доме или вне дома, то потенциальную угрозу можно уничтожить независимо от того, насколько она вообще реальна. Все шефы полиции штата Флорида выступили против опасного закона, превращавшего право на самооборону в произвол. Они говорили автору закона конгрессмену Деннису Бэксли и его соавторам, что такими правами не обладает даже полиция. Однако закон был принят, и с 2005 года количество убийств "на почве" самообороны увеличилось в три раза.
На днях свое мнение об этой трагедии высказал и главный темнокожий США — Барак Обама. "Если бы у меня был сын, он выглядел бы так, как Трейвон… Можно только представить, что испытывают его родители. Думая об этом мальчике, я думаю о моих двух дочерях. Каждый родитель в Америке должен понимать, почему абсолютно необходимо, чтобы мы расследовали все аспекты этого дела, чтобы все органы власти — федеральные, штата и местные — совместно исследовали, как могла произойти эта трагедия", — сказал президент.