По факту крушения в Тверской области боевого вертолета Ка-52, известного как "Аллигатор", возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил полетов". Но даже если выяснится, что правила полетов действительно были нарушены, наказание за это нести некому. Все члены экипажа погибли… Первое крушение вертолета этого класса. Будет ли оно последним?
Накануне стало известно, что в понедельник вечером экипаж в составе двух человек, командира экипажа подполковника А.В. Ракушина и штурмана майора М.И. Федорова, совершал учебно-тренировочный полет в условиях ограниченной видимости в окрестностях городка Торжок. Связь с бортом номер 25220 пропала в 21:05. На поиски машины и двух членов экипажа в экстренном режиме были брошены все силы спасателей.
В общей сложности к поиску вертолета привлекались 282 человека и 46 единиц техники. Всю ночь вертолетами МИ-8 и самолетом АП-26 проводилась воздушная разведка. Пропавшая машина была обнаружена на опушке леса в труднодоступном месте недалеко от деревни Большая Киселенка. К месту трагедии пока никого не подпускают. Вся операция до сих пор проходит под грифом "Секретно".
Правда, кое-какая информация все-таки просачивается. На месте аварии поисковые группы уже обнаружили "черные ящики" разбившегося вертолета. По предварительной информации, они находятся в хорошем состоянии и в ближайшее время будут доставлены специалистам. Стало известно также, что вертолет вылетел после того, как экипаж получил официальное штормовое предупреждение.
Некоторые эксперты уже высказывают предположение, что экипаж в условиях ограниченной видимости просто-напросто не справился с управлением. Как раз в то время, как с ним пропала связь, в районе полета начался снежный занос. Ночью, да еще и в снежном буране, управление боевой техникой потерять несложно…
РИА Новости сообщает, что командование Министерства обороны, которому принадлежит боевая машина, пока не приостановило полеты всех вертолетов этого класса, как обычно бывает в таких случаях. Вообще, Ка-52 "Аллигатор" считается наиболее надежной российской винтокрылой машиной, и катастрофа под Тверью — самая первая потеря вертолетов этого класса. Кстати, в вертолете предусмотрена катапульта для пилотов. И весьма странно, что они не воспользовались ей при аварии.
Погибший "Аллигатор" базировался в Центре переучивания и боевого применения ВВС Министерства обороны, что в городке Торжок. В конце прошлого года в этот самый центр поступили 17 новых вертолетов. Среди них были МИ-28Н "Опустошитель", МИ-35, МИ-8МТВ5 и как раз боевые вертолеты Ка-52 "Аллигатор".
Как гласят интернет-справочники, вертолет КА-52 "Аллигатор" — это командирская машина армейской авиации, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий вертолетов на поле боя. Сохранена способность поражения бронированной и небронированной техники, живой силы и воздушных целей. Первый полет "Аллигаторов" состоялся летом 2008 года. После этого боевые машины были запущены в серию. Сейчас Ка-52 базируются не только в Торжке, но и на авиабазе в Черниговке.
Стоимость вертолета — 860 миллионов рублей. Кстати, существует еще и морская модификация вертолета со складывающимися лопастями — для базирования на авианосцах или вертолетоносцах. Есть мнение, что именно "Аллигаторами" оснастят вертолетоносцы типа "Мистраль", которые Россия закупает у Франции.
Стоит вспомнить сегодня крупнейшие "вертолетные" катастрофы последнего времени. Увы, крушения отечественных вертолетов происходят более часто, чем самолетов. 20 декабря 2011 года вертолет Ми-26 авиакомпании "Нефтеюганский объединенный авиаотряд" совершил жесткую посадку в Ханты-Мансийском автономном округе в 30 километрахотдеревниТайлаково Сургутского района. Вертолет выполнял полет из Нефтеюганска по нефтеналивным станциям региона.
По данным авиакомпании, при заходе на посадку вблизи нефтеналивной станции на небольшой высоте вертолет перешел в неуправляемое вращение, столкнулся с землей, разрушился и загорелся. На его борту были семь человек и около 15 тонн солярки. В результате пожара вертолет полностью сгорел…
25 ноября 2010 года вертолет Ми-8 авиакомпании "Новосибирский авиаремонтный завод" разбился и загорелся во время посадки на границе Омской и Томской областей. Перед приземлением вертолет, зависая над посадочной площадкой, начал неуправляемо вращаться, в результате чего переместился на 50 метров от места ожидаемого приземления и потерпел аварию. Восемь пассажиров воздушного судна погибли, трое членов экипажа получили травмы.
29 декабря 2009 года в 70 километрах от райцентра Эссо на северо-западе Камчатки произвел аварийную посадку вертолет Корякского авиапредприятия, совершавший полет по маршруту Анавгай — Тигиль. Вертолет совершал коммерческий рейс, доставляя продукты питания к Новому году. Пассажиров на борту машины не было. Вертолет Ми-8Т от удара о землю получил повреждения фюзеляжа и кабины, второй пилот и бортмеханик получили тяжелые травмы, а командир был найден мертвым.
2 декабря 2006 года вертолет Ми-26 тверской авиакомпании "Вертикаль-Т" с российским экипажем на борту потерпел катастрофу недалеко от Кандагара в Афганистане. Вертолет с восемью россиянами перевозил груз для голландского воинского контингента, дислоцированного в провинции Гельменд, по маршруту Кандагар — Таринкот. После продолжавшейся четыре дня в сложных погодных условиях поисковой операции были обнаружены сгоревшие остатки вертолета, врезавшегося в гору на высоте 2500 метров. Все члены экипажа погибли.
Ну и, наконец, самая что ни на есть VIP-авария вертолета последнего времени. 9 января 2009 года в Республике Алтай потерпел катастрофу вертолет Ми-8 компании "Газпромавиа". Поиски вертолета начались после того, как он не вышел на связь в назначенное время. 11 января разрушенный вертолет был обнаружен в Кош-Агачском районе Республики Алтай в районе горы Черная.
Читайте подробнее: Убийцы архаров "не виновны" и "не причастны"
На борту разбившегося вертолета находились 11 человек, семеро погибли. Среди погибших — полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин и глава республиканского комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Виктор Каймин. После крушения появились сообщения, что пассажиры охотились с вертолета на горных баранов — архаров, занесенных в Красную книгу.
Не грех вспомнить и красноярского губернатора, известного политика, генерала, экс-кандидата в президенты России Александра Лебедя, который также погиб во время крушения вертолета 28 апреля 2002 года. Ми-8, на котором генерал-губернатор вместе с сотрудниками своей администрации летел на открытие новой горнолыжной трассы, задел провода ЛЭП возле автодороги М-54 "Енисей", в 100 километрах от районного центра, села Ермаковское.
Вертолет рухнул, от полученных ран Александр Лебедь скончался. По мнению госкомиссии, главной причиной катастрофы стала "неудовлетворительная подготовка экипажа к выполнению полета". Имеются данные и о том, что губернатор приказал экипажу продолжать полет, несмотря на нелетную погоду…
Читайте также:
Воздушные хулиганы — на страже рубежей
Атомный "Екатеринбург" сгорел от окурка?