Интернет взволнован сюжетом о жестоком самосуде. В пригороде столицы Мексики, городе Чалко, трое неизвестных попытались выкрасть нескольких детей с целью выкупа, однако были обнаружены местными жителями. Их облили бензином и подожгли. Никто из киднепперов не выжил. Произошло это на центральной улице города при стечении большого количества народа. Никто не попытался спасти бедолаг, кроме полиции.
Полиция, конечно, попыталась было вмешаться, но местные жители оказали стражам порядка сопротивление. Как сообщает мексиканская пресса, против жителей города уголовных дел возбуждено не было. Власти словно смирились с этим самосудом…
Не так давно в Карачаево-Черкесии произошел случай самосуда, из ряда вон выходящий. 26-летний житель аула Эльтеркач Мурадин Айбазов зарезал сотрудника ГИБДД, задавившего его беременную сестру с мужем. Сам инспектор в результате дорожно-транспортного происшествия попал в больницу.
Читайте также: Почти серьезно: суд Линча за картошку
Горячий джигит купил нож, пришел в больницу, зашел в палату, представился следователем, попросил родственника, находившегося рядом с обидчиком, выйти, а потом ударил виновника аварии ножом в грудь. После чего не стал ни убегать, ни прятаться. Местная пресса приводит его слова: "Я отомстил за смерть сестры. Не верю, что правосудие воздаст по заслугам ее убийце". Ну, в общем-то, все понятно. Когда не работают законы, некоторые люди начинают вершить правосудие по-своему…
Ну, или вот такой случай, в свое время достаточно "прогремевший" в СМИ. В московской квартире на Костромской улице был обнаружен мертвым 47-летний таксист Сосо Хачикян. Его убили выстрелом в голову. Можно было бы посчитать это убийство очередным преступлением скинхедов, если бы не одно "но"…
На самого Хачикяна было заведено уголовное дело за жестокое избиение беременной девушки-продавца прямо в салоне сотовых телефонов. И всего лишь потому произошло избиение, что она сделала таксисту совершенно справедливое замечание за нецензурную речь. Несчастная потеряла ребенка. Интернет, если помните, тут же заполнился массой похвал неизвестным убийцам Хачикяна. Мол, так и надо отвечать: пулей — за зверство… Убийц таксиста так, между прочим, и не нашли до сих пор.
Многие помнят трагедию, что случилась не так давно в филиале Фонда соцстраха в Нижнем Тагиле. Тогда инвалид второй группы Сергей Рудаков застрелил юриста фонда Юрия Столетова и его директора Елену Скулкину. А затем покончил с собой. Следствие обнаружило три его предсмертных письма, в которых он попытался объяснить страшный самосуд над чиновниками.
Читайте также: Убить маньяка. Преступление без порицания?
В течение 18 лет после получения травмы на производстве, из-за которой стал инвалидом, он судился с соцстрахом, но так и не получил денег. В посмертной записке Столетов написал: "За десять последних лет я благодаря чиновникам стал таким, как и они. Постараюсь уничтожить как можно больше тварей". Вот так-то. Довели человека…
Собственно, таких историй множество. Сколько точно людей примеряют на себя роль судьи и палача, не может сказать никто. В полиции случаи самосуда сливаются с общей статистикой преступлений. В уголовном процессе снисхождения к самосудам нет. Кстати, отдельной статьи в Уголовном кодексе за самосуд даже и не предусмотрено! Кажется, сама способность к самосуду, скорому и жестокому, у нас словно бы в крови. Ситуацию комментирует "Правде.Ру" кандидат исторических наук, доцент Николай Шварц:
"Как таковой самосу́д, то есть незаконная расправа с действительным или предполагаемым преступником, без обращения к государственным органам, имеет глубокие исторические корни. Самосуд отличается от обычной мести тем, что при мести расправу над обидчиком осуществляет сама жертва или близкие ей люди, а самосуд же могут учинить и посторонние, стремясь таким образом обеспечить справедливость в их понимании и предотвратить потенциальную угрозу интересам общества.
Еще в древней Новгородской республике даже законы допускали употребление частной силы, самосуда, не только для защиты прав, но и для отмщения за обиду. Однако выдача преступника обиженному или его родственникам служила прекращению самосуда, так как совершалась по судебному приговору, при этом убийство обидчика не допускалось.
Читайте также: 140 лет спустя. "Ку-клукс-клан" жив
Самосудная расправа с ворами (особенно конокрадами) и поджигателями была нормой в российских деревнях с древности. Решение о самосуде принималось, как правило, на сходе домохозяевами 35-40 лет во главе со старостой. Этот "приговор" выносился втайне от властей, чтобы они не помешали расправе. Крестьяне были убеждены в своем праве на самосуд, и при таких расправах они не считали убийство грехом.
Убитого самосудом община хоронила, при этом зачисляя его в список пропавших без вести. Власти пытались расследовать факты самосудов, ставшие им известными, однако все усилия полиции, как правило, были безрезультатны. Те немногие дела, которые доходили до суда, заканчивались оправдательным приговором, который выносили присяжные из крестьян.
Также к крестьянскому самосуду можно отнести расправу за нарушение сексуальных норм. Например, "гулящим девкам" отрезали косу, мазали ворота дегтем, завязывали рубаху на голове и по пояс голыми гоняли по селу. Замужних женщин, уличенных в прелюбодеянии, жестоко избивал муж, затем их публично запрягали в оглобли или привязывали к телеге, водили по улице, избивая кнутом. Помимо этого нередки были расправы над предполагаемыми колдунами и колдуньями, особенно во время эпидемии или массового голода.
Самосуд особенно был распространен в Сибири, где официальная власть была достаточно слабой. Самосуды в России стали массовым явлением после Февральской революции 1917 года, когда полиция была ликвидирована, а созданная милиция не справлялась с всплеском преступности.
Но, собственно, не только в России наблюдаются случаи самосуда. Вспомните, например, линчевание в США — это же и есть самый настоящий самосуд. Возникновение линчевания как систематической практики относится к концу 1860-х, когда после поражения в Гражданской войне Юг США подвергся военной оккупации Севера. Для борьбы с северными оккупантами и особенно освободившимися неграми была учреждена тайная организация "Ку-клукс-клан", члены которой широко практиковали бессудные убийства.
Наряду с неграми, хотя и гораздо реже, линчеванию подвергались и белые англо-американцы, а также другие меньшинства, прежде всего итальянцы (по подозрению в сотрудничестве с мафией), евреи, англоязычные католики. Линчевание осуществлялось обычно через повешение, однако могло сопровождаться пытками или осуществляться путем сожжения заживо. Нередко в суде Линча участвовали не просто неорганизованные толпы, а законные судьи, мэры небольших городов, шерифы; о месте и времени линчевания сообщалось заранее, как при законной казни, туда являлись фотографы, иногда устраивались шоу, как в цирке…"