В 2010 году коренные малочисленные народы РФ получили субсидии в размере 240 миллионов рублей. По выражению главы Минрегиона Виктора Басаргина, "в целом поддержка коренных малочисленных народов остается для нас одним из ключевых приоритетов". Ведомством была разработана концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера и сформированы "перечни мест традиционного проживания и видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов".
Дотации бесят и раздражают тех, кто их не получает. Эти деньги не столько помогают, сколько развращают получающих их, так как приучают к иждивенчеству. Так нужны ли они? Некоторые вполне искренне полагают, что дотации — это не более чем обеспечение лояльности малых народов через вложение денег.
В своей неприязни к материальной помощи малым народам отдельные критики заходят настолько далеко, что абсолютно теряют всякое чувство меры. Приходилось слышать, что, мол, североамериканские индейцы ничего не дали для мировой культуры и тому подобный бред. Никаких денег не давать, а всю помощь в техническом, культурном и социальном развитии свести исключительно к подготовке кадров.
Читайте также: Аборигены Австралии: борьба за халяву и порно
Если радетели подобной точки зрения в качестве аргумента приводят такой довод, что при наличии материальных средств — последние обязательно будут "распилены", то они глубоко не правы. Нет нужды увязывать дотации малым народам с нечистыми на руку чиновниками. Получается полнейшая путаница: надо бояться вообще любых денег, чтобы избежать взяток. Утописты в истории неоднократно пытались отменить деньги — ничего не получилось. Поэтому обратимся к своему и чужому опыту.
Когда известный российский реформатор М. М. Сперанский в 1819 году был назначен генерал-губернатором Сибири и провел ревизию края, то выявил вопиющие случаи произвола, взяточничества и казнокрадства. Но решимость карать виновных в злоупотреблениях у Сперанского улетучивалась по мере продвижения на восток. Основная масса беззаконий приходилась на казенную заготовку хлеба, распределение земских и волостных повинностей, податей, ясака, управлением торговлей и промышленностью.
Главная причина злоупотреблений, по мнению Сперанского, коренилась не только в личных недостатках представителей сибирской администрации, но также в несоответствии образа управления условиям этого региона. К слову сказать, еще в проекте 1809 года Сперанский называл пять областей Российской империи, где, по его мнению, требовался особый порядок управления.
Читайте также: Легкие деньги: удача или проклятие?
Экономическая политика Российской империи в Сибири вплоть до первой половины XIX столетия благоволила инородцам, а не русским крестьянам. В судебных тяжбах за рыболовные и охотничьи угодья, земли, как правило, выигрывали туземцы. Как считают историки, это было обусловлено тем, что инородцы несли свой ясак Кабинету Его Императорского Величества, а не в государственную казну.
Как пишут авторы сборника "Сибирь в составе Российской империи": "Однако в XIX веке, по мере уменьшения доли ясака в общих доходах Кабинета, охранительная политика стала анахронизмом и сменилась политикой окрестьянивания "инородцев", особенно на землях Кабинета, где часть податей платилась императору как собственнику земли".
В 1990-е годы была ликвидирована система централизованных поставок и сбыта сельхозпродукции для крестьянских фермерских хозяйств и общин коренных малых народов Севера. Кризис сельского хозяйства обернулся проблемами в реализации сельхозпродукции. Не сумев приспособиться к новым рыночным условиям, многие фермерские хозяйства стали нерентабельными. Дотации для коренных малых народов Севера не направлялись на решение возникших проблем и поэтому не достигали цели, лишь на время отодвигая экономическийкрахобщин и способствуя иждивенческим настроениям. В выигрыше оставалась разработка полезных ископаемых, зачастую наносящая непоправимый урон окружающей среде. Коренное население выживало благодаря браконьерству, превращалось в "черных копателей" или попросту деградировало.
От российских депутатов и политиков часто можно услышать про опыт "цивилизованных стран". Так вот, в странах Европейского Союза государства дотируют до 800 долларов на 1 гектар сельхозугодий, а в Финляндии, где, как и в России, до 70-80 процентов полей находится в зоне рискованного земледелия, — 1200 долларов (это соответствует 60-70 процентам себестоимости продукции). В России на все про все в 2001 году, например, было выделено всего 12,5 долларов.
Читайте также: В кармане пусто. Где взять деньги?
Как подобные сложные, противоречивые социально-экономические, финансовые, хозяйственные, национально-этнические и политические проблемы решаются в других странах. Такой пример подает нам Аляска — северный, 49-й американский штат, близкий сосед нашей Чукотки.
Чтобы на арктическом побережье США возродить к жизни несколько тысяч эскимосов, которых тут принято называть инуитами, им выплачивались не только государственные субсидии. Нефтяные компании тоже оказывают щедрую помощь. Общинам туземцев перешло до 3-5 процентов прибылей компаний, работающих на Прадхо-Бее (газонефтяное месторождение в США).
Вот мнение доктора географических наук, почетного полярника, члена Научного совета РАН по Арктике и Антарктике профессора Г. А. Аграната: "А мы буквально в одночасье, прекратив дотации, разгромили сельскохозяйственные очаги в Норильске, Эвенкии, Магадане. Здесь надо сказать, что сельское хозяйство как отрасль, напрямую зависящая от природных условий, на Западе, в частности в США, с приходом Джорджа Буша пользуется огромной и растущей поддержкой государства, чтобы страна могла выстоять в конкуренции с другими странами, где климат лучше. Это, в общем, тот же принцип, который применяется к трудным в природном и общественном отношении ресурсным территориям в целом, как та же Аляска".
В результате за 30 лет (1970-2000 годы) численность аборигенов Аляски увеличилась вдвое. Сейчас их насчитывается около 100 тысяч. Столь большой прирост у коренных малых народов встречается не столь часто. Похоже, в русло мирового развития в деле помощи коренным малым народам входит и многонациональная Россия.
Правительство Красноярского края утвердило долгосрочную целевую программу "Коренные малочисленные народы Красноярского края на 2012-2014 годы". Как сообщает "Российская газета", в течение трех лет на поддержку малых национальностей, согласно утвержденной программе, из краевого бюджета будет направлено около 130 миллионов рублей.
"Эта программа станет продолжением ранее действовавшей и сохранит основные направления социальной поддержки данной категории жителей края. Будут проиндексированы выплаты охотникам и рыбакам, компенсации за содержание северного оленя, субсидии хозяйствам на компенсацию расходов за единицу реализованной продукции видов традиционной хозяйственной деятельности. Также запланированы средства на приобретение снегоходов, электрогенераторов и прочих товарно-материальных ценностей, улучшение жилищных условий, в том числе обеспечение строительными и отделочными материалами", — прокомментировали в краевом правительстве.
Отдельное направление программы — улучшение медицинского обслуживания (в отдаленные поселки выезжают медицинские бригады), помощь студентам из числа коренных малочисленных народов (им компенсируют стоимость проезда к месту учебы и обратно). Кроме того, более 30 миллионов рублей выделяется на грантовую поддержку малых национальностей.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"