Активно обсуждают на различных интернет-форумах такую тему: в Новосибирске кондукторша высадила из автобуса прямо на мороз 10-летнего школьника, потерявшего деньги — ему не хватило пяти рублей на билет. Выставили его прямо на проезжую часть, далеко от остановки. С одной стороны поток машин, с другой двухметровый сугроб. Мальчик чудом уцелел. А сколько таких случаев по всей России!
Самое печальное, что за пацана не вступился ни один пассажир, ехавший в автобусе… А ведь кондукторша грубо нарушила правила перевозки людей наземным транспортом. Хотя в разных городах и регионах есть свои, региональные правила, утвержденные местными властями, однако эта федеральная норма в них все равно содержится: вход и выход пассажиров осуществляется исключительно на остановках!
По сути, кондуктор (да и водитель!) нарушили 125-ю статью Уголовного кодекса -оставили пассажира в опасности. Так что правду можно было бы сыскать в суде. Впрочем, как пишет местная пресса, родители высаженного из автобуса мальчика в суд подавать не стали. Просто решили его одного на дальние расстояния не отпускать…
До сих пор на памяти трагедия, произошедшая в минувшем году в Нижегородской области. Шестиклассника, которого высадили из автобуса из-за забытого проездного, насмерть сбила электричка. Тогда кондуктор автобуса высадила мальчика не на остановке, а после того, как автобус отъехал от нее. Мальчик решил вернуться домой за проездным и, чтобы срезать путь, пошел домой по рельсам. Был он в наушниках от плеера, слушал музыку, и приближающегося поезда не заметил. Погиб на месте…
Еще один случай людской черствости имел место в Чувашии. Жертвой жестокости кондуктора маршрутки стал глухонемой ребенок, которого высадили из автобуса прямо в поле. Он ехал из Чебоксар в Новочебоксарск, в свою специализированную школу, и этот маршрут ему был хорошо известен, не раз он проезжал по нему с родителями.
В какой-то раз ему "посчастливилось" нарваться на злющую кондукторшу, которая не стала разбираться, что пытается на пальцах ей объяснить глухонемой мальчик, который держит в руках деньги. А он всего-то хотел сказать, что ему билет не до конца маршрута, а до промежуточной остановки. Но ни кондуктор, ни водитель то ли не поняли, то ли не захотели понять его, и вытолкали его из автобуса, оставив прямо в поле…
Домой он пришел в шестом часу вечера и весь мокрый, хоть самого выжимай -шел по обочине опасной трассы до самого города. Чтобы проезжающие по федеральной дороге на большой скорости машины не сбили, ему с риском для жизни приходилось взбираться на снежные завалы вдоль дороги…
В общем-то, в чем-то злых кондукторов можно чисто по-людски понять — работа трудная, нервная, физически тяжелая. Но и они же должны понять по-человечески: иногда от их действий может пострадать человек. Впрочем, не только мальцов из автобусов выкидывают. И со взрослыми это бывает, особенно с реальными "зайцами".
Читайте также: Трын-трава для "зайцев" за 4 млрд
Итак, первая по частоте причина высадки пассажиров — когда они не могут (или не хотят) оплатить проезд. А вот вторая — это когда у кондуктора просто-напросто нет сдачи, и он по этой причине просит пассажира на выход. А, собственно, может ли кондуктор высаживать пассажира, если у него нет сдачи? На этот и на другие вопросы корреспондента "Правды.Ру" отвечает Заслуженный юрист России, член Международной ассоциации адвокатов, кандидат юридических наук Игорь Васильевич Шмидт:
"Однозначно, кондукторы таких прав не имеют. Покупатель товара или услуги не должен совершенно волноваться отсутствием сдачи, это не его функция, его функция одна единственная — заплатить. А вот перевозчик, если уж взялся предоставлять услугу, то обязан продумать много разных своих обязательств, в том числе и то, чем и как он должен давать сдачу. Все это прописано в "Законе о защите прав потребителей". А вот какие купюры должны быть в кошельке у покупателя, нигде не сказано. Хоть пятитысячной расплачивайтесь. Впрочем, это тоже бывает чревато.
Не так давно я был свидетелем занимательной сцены. В городском автобусе молодой человек действительно попытался расплатиться пятитысячной (при стоимости проезда и провоза багажа 15 рублей). И что вы думаете — кондуктор совершенно спокойно стала отсчитывать ему сдачу монетами и мелкими купюрами.
Расстояние между остановками было достаточным, чтобы это сделать. За ситуацией довольно весело наблюдали почти все немногочисленные пассажиры автобуса. Увесистую кучу монет и пачку 10-рублевок парню даже некуда было положить. Один из пассажиров, сдерживая смех, любезно предложил ему полиэтиленовый пакет. Парень, как оплеванный, вышел на следующей же остановке.
Читайте также: Кондукторы — враги человечества?
Но это так, лирическое отступление. На самом деле проблема взаимоотношений перевозчиков и пассажиров весьма серьезна. Если транспорт муниципальный или государственный, то эти самые отношения обычно достаточно отрегулированы. Но вот проблема так называемого частного, а порой и нелегального транспорта действительно назрела.
Вспомните, сколько раз в маршрутке вам давали билетик? Согласитесь, это бывает далеко не всегда. А ведь не имея билета, вы порой рискуете жизнью. Даже если транспорт, будь то автобус или маршрутка, работает не нелегально, а официально, вы в случае чего не будете иметь права ни на страховку, ни на какую-либо компенсацию, если у вас не будет билета. В данном случае билет — это как письменный договор об оказании услуг! И на основании него в неприятных ситуациях (например, при аварии) вы сможете отстаивать свои права.
Водители тех же нелегальных маршруток, конечно, могут возмутиться: мол, и так как осьминог крутишься, отсчитывая сдачу и крутя "баранку" одновременно (кстати, сам лично видел, как водитель "Газели" синхронно крутил руль, говорил с диспетчером по рации, отсчитывал сдачу и при этом еще курил), так еще и билеты придется отрывать? На первый взгляд, проблема.
Но, на самом деле, она легко решаема. Приведу в пример Белоруссию. У водителя любой маршрутки там есть очень небольшой кассовый аппарат. Достаточно нажать на одну кнопку — выходит чек, заменитель билета. И все, никаких трудностей. И нам, россиянам, стоит поучиться организации общественного транспорта у соседей. По моему глубокому убеждению (а бываю я в этой стране довольно часто), личный автомобиль там совсем не нужен. Объясню: настолько развит там пассажирский транспорт, что диву даешься. Кстати, и злых кондукторов там я никогда не видел!"
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"